Онищенко запрещает поставки в Россию украинских конфет

| статьи | печать

С 29 июля Роспотребнадзор ввёл запрет на ввоз в Россию ряда сладостей, производимых на территории Украины.

В первую очередь запретительные меры коснулись конфет, производимых крупным украинским производителем Roshen. По утверждению главы российской санитарной службы Геннадия Онищенко, большинство продукции украинских поставщиком не соответствует нормам и имеет многочисленные отклонения от необходимого стандарта. Наибольшие претензии обращены к молочному шоколаду «Рошен», в котором обнаружен бензопирен.

В отобранных для экспертизы конфетах, которые изъяли из крупных торговых сетей Москвы, доверия санитарной власти лишилась продукция, производимая на четырёх фабриках Roshen, расположенных в Киеве, Виннице, Кременчуге, Мариуполе. В конфетах «Монблан» киевского и кременчугского производства было зафиксировано многократное превышение содержания жиров и другие отклонения в соответствии качеству.

При этом об использовании украинскими производителями пищевой добавки под названием полиглицерин Е-476 ничего не сказано, хотя по результатам недавнего исследования на животных, от использования полиглицерина в больших количествах возникает увеличение печени и почек. Полиглицерин Е-476 получают из касторового масла. Он представляет собой эмульгатор, позволяющий менее жирному шоколаду хорошо обтекать начинку. Этот препарат официально разрешён к применению в кондитерском производстве во всех странах Европейского союза и применяется кондитерами и России и Украины.

Бензоперен официально признан одним из самых мощных канцерогенов, относящихся к классу поликлинических ароматических углеводородов (ПАУ). Содержится бензоперен практически во всём – в каменно-угольной смоле, табачном дыме, воде, воздухе больших городов, почве, пищевых продуктах.

Согласно гигиеническим нормам, предельно допустимая доза содержания бензоперена в воздухе составляет 0,1 мкг/100 м3, в воде – не более 0,000001 мг/л, в продуктах питания – не более 0,001 мг/кг. Технологические особенности приготовления многих продуктов допускают минимальное наличие бензоперена в продуктах. В список продуктов с «разрешённым» компонентом входят колбасные изделия с использованием субпродуктов, в том числе копчёное мясо, копчёные консервы и пресервы из рыбы, копчёная рыба, продовольственное зерно. При использовании коптильных ароматизаторов не более 3мкг/кг(л) содержание бензоперена в готовых продуктах не должно превышать 0, 03мкг/кг(л).

В других продуктах питания наличие бензоперена не допускается, потому что бензоперен относится к веществам 1 класса опасности. Будучи химически и термоустойчивым продуктом, обладающим свойствами биоаккумуляции, попав в организм, бензоперен в нём накапливается, после чего постоянно оказывает мощное разрушительное воздействие. Причём помимо канцерогенного, бензоперен имеет ещё и мутагенное, эмбриотоксичное, гематотоксичное действие.

Концерн Roshen – крупнейший производитель кондитерской продукции на Украине, основной владелец – бизнесмен и политик Пётр Порошенко (капитал – более 1,8 млд долл.).

По сведениям «РИА Новости» официальных уведомлений от российской стороны о запрете импорта в Roshen не получали.

Многие аналитики основной причиной введения очередного запрета на поставки украинской продукции в Россию не качество товара, а политику. То же говорилось и в прошлом году, когда у Роспотребнадзора возникли претензии к качеству украинских сыров, и их ввоз был запрещён.

С 2011 г. главной темой политических разногласий с Украиной называется нежелание Киева вступать в Таможенный союз. Тогда еще премьер-министр Владимир Путин предупреждал своего коллегу Николая Азарова, что может потерять Украина, не вступая в ТС: «Мы вынуждены будем обеспечить защиту внешних границ Таможенного союза от проникновения на наш рынок товаров, которым некуда будет деваться».

В ответ украинская сторона предложила Таможенному союзу, в который, помимо России, входят ещё Казахстан и Беларусь, схему сотрудничества в формате «3 +1», но это не устроило российских переговорщиков. И запреты на украинские товары не заставили себя ждать. В частности, была установлена пошлина на импорт карамельной продукции в размере почти 300 долл. за тонну. Это ограничение введено на три года для всех стран, кроме членов Таможенного союза и государств, пользующихся национальной системой преференций России.

Вообще же так называемая «Кондитерская война» России с Украиной началась ещё в начале двухтысячных. В 2002 г. была введена специальная таможенная пошлина в размере 21%. Ввоз украинских сладостей сократился почти в пять раз, упав с 72 000 т в 2001 г. до 15, 600 т в 2003 г.

В ответ украинцы научились обходить торговые ограничения. Однако к последнему времени удалось как-то сбалансировать интересы производителей двух стран. Если в начале двухтысячных российское правительство реагировало запретами на коллективные жалобы отечественных кондитеров, то нынче про такие челобитные не слышно. Кроме того, и пошлины в рамках ВТО вводить стало не так просто, как прежде. Но остался один проверенный механизм давления – Геннадий Онищенко.

Так как никаких иных экономических резонов в запрете на украинские конфеты не просматривается, то остается политический вариант. Возможно, решение Роспотребсоюза подстегнули результаты неких неафишируемых переговоров президента Путина и членов российской делегации в Киеве, во время празднования 1025-летия крещения Руси.

Но, может быть, Роспотребнадзор в самом деле озабочен лишь качеством продукции и защитой здоровья потребителей.