Рынок цемента растет за счет проектов ЧГП

| статьи | печать

Стагнация и последующий спад потребления цемента в 2008—2010 гг., связанный с кризисом мировой экономики, сменился ростом в прошлом году. Эксперты компании Ernst & Young в специальном исследовании прогнозируют, что на российском строительном рынке высокий спрос на цемент сохранится и в ближайшие годы. Ведь воплощение в жизнь крупных частно-государственных проектов потребует огромного количества ­этого строительного материала.

В 2012 г. Россия вышла на рекордный уровень производства и потреб­ления цемента. Потребление ­выросло на 7,6 млн т, или на 13,2% по сравнению с прошлым годом.

Импорт увеличился с 2,3% от объема потребления в 2010 г. до 7,8% в 2012 г. Рост импорта из Турции и Ирана, которые занимали 46% в структуре импорта в 2012 г., связан с привлекательной ценой реализации и географической близостью к основным стройкам на юге России.

Экспорт в процентном отношении от объема производства оставался стабильным — на уровне 2,1 и 2,3% в 2011 и 2012 г. соответственно. При этом ключевыми рынками для российского экспорта являются Казахстан, Азербайджан и Беларусь (на эти страны приходится более 96% экспорта).

На российском рынке производства цемента присутствуют более десяти крупных производителей и такое же количество мелких региональных заводов. Первая пятерка наиболее крупных промышленных групп занимает 61,4% рынка. Сразу за ними идут производители, принадлежащие иностранным цементным холдингам, совокупная доля которых составляет 18,7%. Остальная часть рынка приходится на региональных игроков, включая «РАТМ Холдинг», «Восток­цемент», «Группу ЛСР» и пр.

Высокий спрос на цемент в ближайшие годы обусловлен необходимостью инфраструктурного и жилищного строительства, а также завершения нескольких крупных проектов до начала Олимпийских игр 2014 г. в Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 г. Только в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу Россия анонсировала бюджет развития необходимой инфраструктуры, составляющий приблизительно 580 млрд руб.

Долгосрочному развитию российского рынка жилья будет способствовать выдвинутая президентом инициатива по реализации крупномасштабной программы строительства доступного жилья. К 2020 г. предполагается обеспечить им 60% российских семей.