Антимонопольная служба обновила порядок проведения рекламного надзора

| статьи | печать

Недавно регистрацию в Минюсте России прошел новый Регламент, который призван усовершенствовать порядок рассмотрения антимонопольными органами заявлений и жалоб от заинтересованных лиц на нарушения законодательства о рекламе, а также действия (бездействие) должностных лиц в этой сфере. Электронный документооборот теперь будет применяться все больше, хотя полностью бумажный он не заменит. А заявители смогут пользоваться некоторыми важными правами при возбуждении дел на основе поданных заявлений и жалоб.

Спустя полгода после подписания, 27 мая, в Минюсте России был зарегистрирован приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмот­рению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее — Приказ). Документ вступит в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования1.

Одновременно с вступлением в силу Приказа прекратит свое действие приказ ФАС России от 28.12.2007 № 453 (далее — приказ № 453), который, кстати, тоже начал действовать лишь спустя восемь месяцев со дня принятия — в сентябре 2008 г. По стечению обстоятельств новому Приказу тоже пришлось немного полежать перед тем, как начать работать.

В целом Приказ представляет собой компиляцию положений пока еще действующего приказа № 453 и Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508.

Права, предусмотренные Регламентом, нужно осуществлять добросовестно

При рассмотрении дел ФАС России или ее территориальные органы обязаны будут вести протоколы, которые подписывает председатель комиссии по признакам нарушения законодательства о рекламе не позднее даты изготовления определения об отложении, приостановлении рассмотрения дела или решения по делу в полном объеме (п. 1.8 Регламента).

В Регламенте установлены права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю в сфере соблюдения законодательства о рекламе. Самостоятельно или через представителя они:

  • могут ознакомиться с порядком исполнения указанной государственной функции;
  • приводить доказательства в пользу отсутствия нарушений законодательства о рекламе;
  • подавать жалобы на нарушение должностными лицами антимонопольного органа положений Регламента.

С момента возбуждения дела участвующие в нем лица могут осуществлять иные процессуальные права, которые в целом аналогичны правам участников арбитражного процесса (ст. 41 АПК РФ). Однако некоторых процессуальных прав Регламент прямо не предусматривает, например, таких, как права снимать копии с материалов дела, участвовать в исследовании доказательств, заявлять отводы, делать заявления, знать о жалобах, поданных другими участниками. Осуществлять свои права лица, участвующие в рассмотрении дела, должны добросовестно (п. 1.12 Регламента).

По мотивированному требованию антимонопольного органа в установленный в нем срок участвующие в деле лица обязаны представить необходимые документы и информацию, в том числе и на электронных носителях.

ФАС России будет вправе возбудить и рассмотреть любое дело, а также принять дело, возбужденное его территориальным органом, к своему рассмотрению на любой стадии. Ей также будут подведомственны дела по фактам заключения договоров на распространение телевизионной рекламы с нарушением законных требований и по фактам принятия противоречащих законодательству нормативных актов. О движении дел можно будет узнать в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru и (или) «Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

При вынесении решения по делу член комиссии имеет право на особое мнение

Срок рассмотрения заявлений и жалоб останется прежним — один месяц со дня их регистрации в антимонопольном органе. Рассмотрение дела должно уложиться максимум в три месяца с момента вынесения определения о назначении дела к рассмот­рению (п. 2.24 Регламента).

Приказ также устанавлива­ет способы подачи заявлений: лично, курьером под расписку или заказным письмом с уведомлением, а также с использованием информационно-технологической инфраструктуры. Заявления и жалобы можно будет направлять в произвольной письменной форме или в электронной форме путем ее заполнения в автоматичес­ком режиме на портале. Документы также могут быть представлены в электронном виде.

К заявлению необходимо будет приложить исчерпывающий перечень документов, содержащих коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Наличие последней не является поводом к непредставлению каких-либо документов (п. 3.10 Регламента).

Если комиссия вынесет определение о прекращении дела, то соответствующий акт будет направлен участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением, вручен лично в антимонопольном органе или под расписку в месте нахождения участвующих в деле лиц. А в случаях, не терпящих отлагательств, эти лица получат определение дополнительно путем использования всевозможных средств связи, например по факсу или электронной поч­те (п. 3.57 Регламента). Такой же порядок предусмотрен для получения решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела, и предписания об устранении выявленных нарушений (п. 3.58 и п. 3.61 Регламента).

Регламент предусматривает право члена Комиссии, рассмат­ривающей дело, на особое мнение. Так, при вынесении решения по делу член комиссии, не согласный с мнением большинства, будет обязан также подписать решение, но вправе изложить особое мнение, которое будет приобщено к материалам дела в запечатанном конверте, без оглашения (абз. 1 п. 3.81 Регламента).

В Приказе имеется уточнение, что предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о рекламе оформляется в виде отдельного документа для каждого нарушителя. Оно изготавливается одновременно с мотивированным решением по делу и направляется каждому не позднее одного рабочего дня со дня изготовления.

1 На момент подписания номера в печать ­документ официально не опубликован.