Минфин о новой патентной системе налогообложения

| статьи | печать

За последний месяц специалисты Минфина России выпустили более 20 писем по вопросам применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения, которая начала действовать с этого года. Мы сгруппировали разъяснения финансистов и подготовили подборку по наиболее острым проблемам.

Патент на неполный год

Индивидуальные предприниматели сами решают, на какой срок им необходим патент. Ведь согласно п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору коммерсанта на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. В связи с этим возникает ряд вопросов.

Действие патента окончено. Что дальше?

Первый вопрос: если бизнесмен получил патент, к примеру, на полгода, по истечении этого срока может ли он продолжить применять патентную сис­тему или по своему желанию перейти на «упрощенку» с середины года?

Именно такая ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 24.01.2013 № 03-11-12/11. По мнению финансистов, индивидуальный предприниматель может продолжить применять патентную систему налогообложения по истечении срока действия патента. Но для этого он должен получить новый патент на срок до конца календарного года. Это обос­новывается тем, что главой 26.5 НК РФ не предусмотрено продление срока действия патента. Поэтому единственный выход остаться на этом спецрежиме — это приобрести новый патент. При этом финансисты советуют подать соответствующее заявление заблаговременно.

Что касается перехода на «упрощенку» после окончания срока действия патента в середине года, то такой вариант финансисты признали неприемлемым. Дело в том, что порядок перехода на упрощенную систему налогообложения установлен ст. 346.13 НК РФ. В пункте 1 этой нормы Кодекса сказано, что индивидуальные предприниматели уведомляют налоговые органы о своем желании перейти на этот спецрежим не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на «упрощенку». Таким образом, применение УСН возможно только с начала календарного года. А в середине года после окончания срока действия патента можно перейти только на общий режим налогообложения.

Порядок уплаты

Еще один вопрос: в каком порядке производить уплату стоимости патента, если он получен на полгода? Дело в том, что в п. 2 ст. 346.51 НК РФ порядок уплаты патента зависит от срока его действия: до шести месяцев и от шести месяцев до календарного года. В первом случае предприниматель должен перечислить в бюджет полную сумму в срок не позднее 26 календарных дней после начала действия патента, а во втором случае — уплата патента растягивается во времени. Сначала платится одна треть суммы в срок не позднее 26 календарных дней после начала действия патента, а потом не позднее 30 календарных дней до дня окончания действия патента перечисляются две трети суммы. Из-за формулировок, приведенных в указанной норме, «до шести месяцев» и «от шести месяцев» у предпринимателей возникла путаница, куда именно нужно включать шестой месяц.

В письме от 28.01.2013 № 03-11-09/10 специалисты Минфина России разъяснили, что первый вариант уплаты налога должны использовать предприниматели, получившие патент на срок от одного до пяти месяцев включительно), а второй вариант предназначен для тех бизнесменов, у которых срок действия патента составляет шесть месяцев и более.

Заказчиками услуг являются организации

Еще один вопрос, с которым столкнулись бизнесмены, перешедшие с 2013 г. на патентную систему налогообложения: нужно ли для ее применения, чтобы бытовые услуги были оказаны только населению? Ведь в отношении ЕНВД заказчиком бытовых услуг должны быть физические лица (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Может быть, и здесь действует аналогичное ограничение?

В письме от 25.01.2013 № 03-11-12/12 специалисты финансового ведомства успокоили бизнесменов. Они указали, что главой 26.5 НК РФ не установлено ограничений в части оказания услуг (выполнения работ) в рамках указанного вида деятельности, предусмотренного п. 2 ст. 346.43 НК РФ, по заказам как физических, так и юридических лиц. В этом письме разъяснения даны в отношении услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радио­электронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, которые прямо предусмотрены в подп. 6 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина России от 01.02.2013 № 03-11-12/14 для услуг, поименованных в подп. 15 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству). Финансисты не видят проблем в том, что договор на оказание услуг заключен с организацией и его предметом является обучение сотрудников компании.

А как быть в случае, когда субъекты РФ установили дополнительный перечень видов предпринимательской дея­тельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН? Такое право за региональными властями закреплено в подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Нужно ли в такой ситуации придерживаться правила, что заказчиками могут быть только физические лица?

С этим вопросом специалисты Минфина России разбирались в письме от 01.02.2013 № 03-11-11/48 и заняли позицию не в пользу налогоплательщиков. По их мнению, если дополнительный перечень услуг, по которым можно применять патентную систему, введен в регионе законом субъекта РФ, то для работы на этом спецрежиме бизнесмен должен оказывать услуги только населению. Объясняется такая точка зрения тем, что в дополнительный перечень видов деятельности могут включаться только бытовые услуги, которые в соответствии с ОКУН оказываются населению.