Навигатор по новым технологиям и инструментам бизнеса

| статьи | печать

В течение этого года «Экономика и жизнь» публиковала статьи по менеджменту, контроллингу, бизнес-аналитике. Нам было важно показать, как меняются современные инструменты управления, как работает эффективный менеджмент. В первую очередь — рассказать об опыте контроллинга на российских предприятиях. А также представить новые тренды, задачи и направления развития контроллинга, изменения в работе финансовых подразделений в зарубежных компаниях. Напомним, о чем мы писали, выделив четыре основных блока.

Инструмент управления для малого и среднего бизнеса

В основе принятия управленческих решений на таких предприятиях, как правило, лежит интуиция, а не контроллинг. Хотя его инструментарий необходим прежде всего для принятия эффективных решений.

Решать задачи по развитию бизнеса поможет сравнительный анализ аналогичных предприятий.

Речь — не о формальном сравнении показателей. Руководителю или собственнику в первую очередь важно извлечь из этого управленческую информацию, ориентиры, подсказку для принятия решений. Поэтому показатели нужно правильно интерпретировать, сделать выводы и разработать конкретные мероприятия (в сфере организации, производства, сбыта, снабжения, правового поля) для проведения необходимых изменений. Как организовать такой анализ — читайте в «ЭЖ», № 7.

Однако одних финансовых показателей недостаточно. Необходима многомерная система показателей, учитывающая баланс трех перспектив, — финансы (источники финансирования бизнеса), качество продукции/услуг (клиенты — доходы) и время — сроки, а также интересы всех участников бизнеса. Ее пример есть в «ЭЖ», № 33.

А можно построить динамичную панель управления по аналогии с приборной доской пилота самолета и использовать ее в качестве инструмента управления предприятием. Такая панель дает возможность настроить текущую деятельность через цели, показатели и конкретные мероприятия. Они задаются в виде программы дея­тельности для сотрудников и ориентируют их на достижение конкретных результатов. Главное — использовать ее ежедневно. Модель построения такой системы приведена в «ЭЖ», № 49.

Практический контроллинг на российских предприятиях

Как повысить эффективность принятия оперативных решений в управлении продажами и с помощью каких инструментов это можно сделать — в «ЭЖ», № 22.

Используя технологии бизнес-аналитики (BI), можно повысить эффективность процессов во многих сферах деятельности, в том числе предоставлении госуслуг населению. Об особенностях применения данных технологий в неприбыльных организациях, коммерческих и «свободных» продуктах BI — в «ЭЖ», № 1 и 3.

Профессионалы сегодня становятся решающим фактором развития компаний.

Их недостаток во многих отраслях промышленности приобретает стратегическое значение для компаний. На фоне демографических рисков возникают риски квалифицированного персонала и кадрового потенциала. Эта проблема требует комплексного решения, речь идет не просто о занятии вакансий, а о планировании, формировании и обучении персонала или создании условий для привлечения специалистов и удержания их на долгий срок. О способах борьбы с дефицитом кадров — в «ЭЖ», № 35.

Современная модель бизнеса основана на цепочке ценностей, в которой приоритет потребителя стоит на первом месте. А ресурсы, сырье, активы и базовые компетенции — в конце цепочки. Для компаний, формирующих такую цепочку и которые хотят быть успешными на рынке, очень эффективна модель аутсорсинга. Как грамотно выстроить взаимодействие с партнерами — в «ЭЖ», № 16.

А о том, как построить модель внутреннего аутсорсинга и использовать ее для управления эффективностью компании — в № 31.

Об опыте использования контроллинга в качестве механизма управления проектами; что позволило оптимально организовывать выполнение проектов, эффективно использовать ресурсы и своевременно удовлетворять потребности и ожидания заинтересованных сторон; о том, какие инструменты при этом были использованы, читайте в «ЭЖ», № 21.

С развитием каналов сбыта, новых направлений деятельности, расширением производства некоторые предприятия приходят к необходимости построения эффективной транспортно-логистической цепи. Одна из задач, стоящих перед ними, — эффективно организовать выполнение транспортных функций и оптимально использовать транспортные средства. О возможных подходах и вариантах расказывает статья в «ЭЖ», № 42.

Для тех, кто работает в электронной торговле, важно не только привлечь больше посетителей и стимулировать их на совершение покупки товаров и услуг, но и получить максимальный эффект от потенциальной аудитории сайта. Какими инструментами воспользоваться для измерения эффекта маркетинга в Интернете? Читайте в «ЭЖ», № 38.

Эффективные бизнес-модели

Бизнес-модель (БМ) компании отражает логику зарабатывания прибыли, поэтому важно знать, как модель функционирует и какие факторы генерируют рост. Своевременно заметив и устранив препятствия роста, возникающие, как правило, из-за насыщения рынка, неэффективной работы персонала, ситуацию можно исправить. В этом состоит смысл управления. Секреты успешной и причины неудачной БМ и возможности управления приведены на примере двух авиакомпаний в «ЭЖ», № 4.

Жизнь вынуждает менеджмент пересматривать и менять способы и подходы к построению БМ. Быстро оценивать и проводить анализ их сильных и слабых сторон с финансовой точки зрения поможет многофакторный и сравнительный анализ. Про работу этого инструментария читайте в «ЭЖ», № 45.

Однако не нужно забывать, что при принятии решений не всегда выбирается оптимальный по экономическим параметрам вариант. Логика принятия решений людьми далека от экономической рациональности. Наряду с оптимизационными алгоритмами и экономическими критериями на принятие решений влияют социальные связи лиц, принимающих решения. Поэтому при создании и реализации реальных БМ необходимо понимать, по каким законам строятся эти связи в компании. Речь идет о привычках, культурных традициях, профессио­нальных навыках, любых рутинных, шаблонных формах поведения, содержащих элемент иррациональности. Ведь именно от профессиональной деятельности работающих в компании специалистов во многом зависит ее эффективность и конкурентоспособность. О том, как работают социальные взаимосвязи, — в «ЭЖ», № 12.

Наконец, двигатель развития современных компаний — инновации, самые современные и уникальные технологии, позволяющие решать проблемы клиентов, с которыми не справляются конкуренты, и новые услуги, радующие клиентов. О развитии, в том числе в России, преимуществах и перспективах новых БМ — в «ЭЖ», № 48.

Опыт контроллинга в зарубежных компаниях

Для принятия эффективных решений эксперты по контроллингу рекомендуют менять подход к формированию бюджета компании и актуализировать его содержание. О принципах современного бюджетирования на конкретных примерах читайте в «ЭЖ», № 29.

Сейчас главная задача контроллеров — выявление и диаг­ностика текущих и специальных проблем. Над чем еще им предстоит работать — в «ЭЖ» № 35.

Как будет меняться роль CFO? Будет ли снижаться нагрузка от рутины и увеличиваться объем консалтинговых услуг руководству и другим подразделениям? Об этом в «ЭЖ», № 37.

Большинство менеджеров, опасаясь нового кризиса, делают ставку на планирование и моделирование. Они видят в этом большой потенциал улучшений и эффективного использования ресурсов. В чем этот потенциал и как его используют на практике? Почему важно соответствие инструментов подходу к планированию? На эти вопросы есть ответы в «ЭЖ», № 44 и 47.

А для тех, кто интересуется бизнес-аналитикой, будут интересны статьи в «ЭЖ», № 26, 28, 34 и 43.