Проблемы с ККТ?

| статьи | печать
Скоро два года как вступил в силу Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а вопросов в этой сфере меньше не стало. В первую очередь это связано с тем, что этим Законом предусмотрено принятие целого ряда нормативных актов (порядок ведения Государственного реестра, порядок и условия регистрации и применения ККТ и др.), но до сих пор из них принят только один, причем совсем недавно: о формах бланков строгой отчетности, порядке их утверждения, учета, хранения и уничтожения (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171). О том, какие проблемы больше всего беспокоят наших читателей и как их можно решить, рассказывает ведущий эксперт «БП» Геннадий Кузьмин.

Под контрольно-кассовой техникой (ККТ) понимаются не только контрольно-кассовые машины, но и электрон­но-вычислительные машины (в том числе персональные, программно-технические комплексы). Вся ККТ должна быть оснащена фискальной памятью — осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с исполь­зованием платежных карт, применение ККТ без фискаль­ной памяти не допускается (п. 2 ст. 10 Закона).

К сведению!

Фискальная памятьэто комплекс программно-ап­паратных средств в составе ККТ, обеспечивающих не­корректируемую ежесуточную (ежесменную) регистра­цию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного уче­та наличных денежных расчетов и (или) расчетов с ис­пользованием платежных карт, осуществляемых с при­менением контрольно-кассовой техники, в целях пра­вильного исчисления налогов.

Кто и когда должен применять ККТ?

• Контрольно-кассовая техника, включенная в Госу­дарственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивиду­альными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с исполь­зованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона).

• Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать клиентам (покупа­телям) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кас­совые чеки при осуществлении наличных денежных рас­четов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты (ст. 5 Закона).

Исходя из этих норм Закона многими был сделан вы­вод о том, что ККТ нужна всем организациям и предпри­нимателям, реализующим товары (работы, услуги) за на­личные деньги или с использованием платежных карт, как физическим, так и юридическим лицам. Вывод пра­вильный, но не для всех случаев.

Так, суммы, полученные в виде аванса (предоплаты, за­датка), по мнению автора, пробивать через ККТ не нужно, поскольку под термином «наличные денежные расчеты» в ст. 1 Закона понимаются «произведенные с использова­нием средств наличного платежа расчеты за приобретен­ные товары, выполненные работы, оказанные услуги». Следовательно, авансы можно принимать в кассу по при­ходному кассовому ордеру (ПКО).

Такой подход уже нашел отражение в судебной прак­тике по новому Закону о ККТ. В Постановлении ФАС Уральского округа от 6 сентября 2004 г. по делуФ09-3649/04-АК указано, что обязанность пробить чек возни­кает у продавца только после того, как сделка купли-про­дажи завершена. Другими словами, только тогда, когда обе стороны исполнят свои обязательства: покупатель полностью оплатит товар, а продавец передаст этот товар покупателю. При получении же от покупателя аванса сделка исполнена лишь частично, поэтому обязанности применять ККТ у продавца не возникает.

Кстати, судебная практика по старому Закону (от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кас­совых машин при осуществлении денежных расчетов с населением») также основывалась на позиции, что чек должен выдаваться только при полной оплате товара, ус­луги (например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 августа 2002 г. по делу А56-10565102 и от 20 декабря 2002 г. по делуА56-23789/02, Постановле­ние ФАС Волго-Вятского округа от 13 ноября 2003 г. по де­лу А38-1961-11/52-2003).

Те, кто не желает проблем с налоговыми органами по этому поводу, могут выбивать чеки при получении любых наличных сумм независимо от факта реализации товаров, работ и услуг, поскольку фискалы, в частности москов­ские, придерживаются позиции, что чеки пробиваются при любых наличных денежных расчетах, в том числе и при получении аванса (письма УМНС России по г. Москве от 22 июля 2003 г. № 29-12/40629, от 13 августа 2003 г. № 29-12/44313, от 12 сентября 2003 г. № 29-12/50038, от 8 сентября 2004 г. № 29-12/58110).

Организации и индивидуальные предприниматели в со­ответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без приме­нения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой от­четности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установ­лены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. 171.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассо­вым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные до­кументы, талоны, путевки, абонементы и другие докумен­ты, предназначенные для осуществления наличных расче­тов и расчетов с использованием платежных карт. Формы бланков утверждаются Министерством финансов РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка России и организаций, объе­диняющих субъектов предпринимательской деятельно­сти, занятых в определенной сфере услуг.

Бланк должен содержать:

сведения о его утверждении;

наименование;

шестизначный номер и серию;

код формы бланка по Общероссийскому классифи­катору управленческой документации (ОКУД);

наименование и код организации или индивидуаль­ного предпринимателя, выдавших бланк;

идентификационный номер налогоплательщика;

вид услуг;

единицу измерения оказания услуг;

стоимость услуги в денежном выражении;

дату осуществления расчета;

должность и фамилию лица, ответственного за со­вершение операции;

место для личной подписи;

печати организации или индивидуального предпри­нимателя.

Имейте ввиду!

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные  в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм, но не позднее 1 января 2007 г. (п. 2 Постановления Прави­тельства РФ от 31 марта 2005 г. 171).

До принятия указанного Постановления по вопросам применения бланков строгой отчетности необходимо бы­ло руководствоваться действующими решениями Прави­тельства РФ в части, не противоречащей Закону (Письмо ФНС РФ от 17 декабря 2004 г. № 22-3-21/1934).

В принципе иного выхода из сложившейся ситуации нет и не было. Так, например, Минфин РФ в своем Пись­ме от 14 июля 2003 г. № 16-00-12/24 также рекомендовал до введения формы новых бланков строгой отчетности использовать прежние формы бланков, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.

В своем Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 Пленум ВАС РФ установил, что до момента издания Правительст­вом РФ соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными пред­принимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфи­ном РФ по согласованию с Государственной межведомст­венной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассо­вых машин.

МНС РФ в Письме от 4 июля 2003 г. № ШС-б-22/738 обяза­ло свои управления по субъектам РФ не применять штраф­ные санкции за применение документов строгой отчетно­сти, согласованных Решением Государственной комиссии от 24 июня 2003 г., впредь до утверждения их Минфином РФ.

Обратите внимание!

Если для определенного вида деятельности форма бланков строгой отчетности Минфином РФ не установ­лена, то налогоплательщик не вправе вместо ККТ ис­пользовать бланки строгой отчетности, разработанные для других видов деятельности.

В этом случае он обязан применять ККТ! Использовать самостоятельно разработанные бланки строгой отчетно­сти, не утвержденные Минфином РФ, организация (пред­приниматель) не имеет права.

Например, утвержденная Письмом Минфина РФ от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 в качестве документа стро­гой отчетности квитанция (форма по ОКУД 0700001, 0700002) может применяться при наличных денежных рас­четах с населением предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства РФ, Министерства культуры РФ, Мини­стерства юстиции РФ (для судебно-экспертных учрежде­ний), Министерства здравоохранения и медицинской про­мышленности РФ, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Департамента жилищ­но-коммунального хозяйства Минстроя России, а также ор­ганизациями и индивидуальными предпринимателями, ведущими аналогичную деятельность, но не входящими в систему соответствующих министерств. Указанная форма документа строгой отчетности не предусмотрена к приме­нению при приеме пенсионных и целевых взносов от фи­зических лиц. Для негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих прием пенсионных и целевых взносов от населения по заключенным договорам негосударственно­го пенсионного обеспечения, в качестве документов стро­гой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения Минфином РФ не утверждались, сле­довательно, денежные расчеты за эти услуги должны осу­ществляться с применением ККТ (Письмо ФНС РФ от 17 де­кабря 2004 г. № 22-3-21/1934).

Имейте ввиду!

В случае когда у налогоплательщика, имеющего пра­во выдавать вместо кассового чека бланк строгой отчет­ности, появился клиентюридическое лицо или пред­приниматель, расплатившийся наличными денежными средствами, бланк такому клиенту выдавать нельзя, ему следует выдать кассовый чек, поскольку ККТ не приме­няется только при оказании услуг населению.

Кроме того, налогоплательщики могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использо­ванием платежных карт как без применения ККТ, так и бланков строгой отчетности при осуществлении следую­щих видов деятельности:

• продажи газет и журналов, а также сопутствующих то­варов в газетно-журнальных киосках (при условии, если до­ля продажи газет и журналов в их товарообороте составля­ет не менее 50%; а ассортимент сопутствующих товаров ут­вержден органом исполнительной власти субъекта РФ. При

этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно);

• обеспечения питанием учащихся и работников об­щеобразовательных школ и приравненных к ним учеб­ных заведений во время учебных занятий;

• продажи ценных бумаг;

• торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комп­лексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, па­латок, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помеще­ний контейнерного типа и других аналогично обустроен­ных и обеспечивающих показ и сохранность товара торго­вых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле не­продовольственными товарами;

• продажи лотерейных билетов;

• разносной мелкорозничной торговли продовольст­венными и непродовольственными товарами (за исключе­нием технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтяну­тыми полиэтиленовой плен­кой, парусиной, брезентом);

• продажи в пассажир­ских вагонах поездов чай­ной продукции в ассорти­менте, утвержденном феде­ральным органом исполни­тельной власти в области же­лезнодорожного транспорта;

• торговли в киосках мо­роженым и безалкогольны­ми напитками в розлив;

• продажи проездных билетов и талонов для проез­да в городском общественном транспорте;

• торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, расти­тельным маслом, живой рыбой, керосином, в развал ово­щами и бахчевыми культурами;

• приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

• продажи в сельской местности (за исключением рай­онных центров и поселков городского типа) лекарствен­ных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

• реализации предметов религиозного культа и рели­гиозной литературы, оказания услуг по проведению рели­гиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и со­оружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиоз­ных организаций, зарегистрированных в порядке, устано­вленном законодательством РФ;

• продажи по номинальной стоимости государствен­ных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных зна­ков, наносимых на почтовые отправления), подтвержда­ющих оплату услуг почтовой связи.

Не применять ККТ и бланки строгой отчетности так¬же могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, район­ных центров, поселков городского типа), указанных в пе­речне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

Ниже рассмотрены особенности применения (непри­менения) ККТ в некоторых сферах деятельности органи­заций и предпринимателей.

Прием металлолома от населения

Несмотря на Определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2002 г. КАС 02-624, в котором указано, что касса сборщику металлолома не нужна, поскольку он не принимает деньги, а выдает их, п. 3 ст. 2 Закона содержит требование применения ККТ этой категорией лиц «орга­низации и индивидуальные предприниматели... могут производить наличные денежные расчеты... без примене­ния ККТ при осуществлении... приема от населения стек­лопосуды и утиль сырья, за исключением металлолома». Соответственно и в Письме МНС РФ от 9 апреля 2004 г. № 33-0-11/281 указано, что при приеме металлолома от населения применять ККТ нужно обязательно.

По мнению автора, при приеме от населения металло­лома применять ККТ нет необходимости, и хотя указан­ное Определение суда формально основано на прежнем Законе о ККМ, аргументы, приведенные в нем, можно ис­пользовать в новом судебном споре.

Целевые взносы в НКО

Прием пожертвований, а также вступительных и член­ских взносов в виде наличных денежных средств не отно­сится ни к торговым операциям, ни к операциям по оказа­нию услуг либо выполнению работ, поэтому контрольно-кассовые аппараты в таких случаях некоммерческими ор­ганизациями не применяются. Наличные денежные сред­ства принимаются в кассу НКО и оформляются приходным кассовым ордером. В случае реализации некоммерческой организацией товаров (работ, услуг) за наличный расчет применение ККТ обязательно (п. 1 ст. 2 Закона).

Игорный бизнес

Так как ККТ применяется на территории РФ в обязатель­ном порядке при осуществлении наличных денежных рас­четов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона), то в случаях, когда прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у органи­заций и индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность по применению контрольно-кассовой техники.

К сведению!

Игорный бизнесэто предпринимательская деятель­ность, связанная с извлечением организациями или ин­дивидуальными предпринимателями доходов в виде вы­игрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имуществен­ных прав), работ или услуг (ст. 364 НК РФ).

Следовательно, этот вид деятельности под действие За­кона № 54-ФЗ не подпадает и обязанность по применению организациями и предпринимателями в этой сфере конт­рольно-кассовой техники отсутствует (Письмо МНС РФ от 10 ноября 2004 г. № 33-0-14/694, Письмо Минфина РФ от 30 сентября 2004 г. № 03-01-14/5-275, а также письма УМНС РФ по г. Москве от 10 июня 2003 г. № 29-12/30789, от 12 но­ября 2003 г. № 29-12/63238).

Прием, выдачу наличных денег и оформление кассо­вых документов кассами субъектам игорного бизнеса не­обходимо производить в соответствии с разделом II По­рядка ведения кассовых операций в Российской Федера­ции (утв. Решением совета директоров Центрального бан­ка России от 22 сентября 1993 г. № 40).

Если организация (предприниматель) для внутреннего контроля учета полученной выручки в части осуществле­ния игорного бизнеса использует не зарегистрированную в налоговых органах ККТ, то привлечение к ответственно­сти по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об админи­стративной ответственности в этом случае невозможно, поскольку обязанность использования при денежных расчетах контрольно-кассовой техники в такой ситуации законодательно не предусмотрена (Письмо МНС РФ от 10 ноября 2004 г. № 33-0-14/694).

Следует иметь в виду, что если игорное заведение ока­зывает иные платныеуслуги посетителям, реализует това­ры (например, напитки, сигареты и т. п.), то применение ККТ при приеме денежных средств в этом случае обяза­тельно.

Нотариальные действия

Совсем недавно налоговые органы считали, что част­ные нотариусы при получении наличных денег за оказы­ваемые услуги должны в обязательном порядке приме­нять ККТ (Письмо МНС РФ от 22 октября 2003 г. № 33-0314/176АМ404, Письмо УМНС РФ по г. Москве от 24 дека­бря 2003 г. № 25-12/23045-547/АГ286). Теперь же все иначе.

В Письме от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285@ МНС РФ сообщило, что положения ст. 2 Закона № 54-ФЗ на право­отношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются. При этом при взимании платы на­личными денежными средствами обязательно ее отраже­ние в реестре регистрации нотариальных действий, явля­ющемся первичным учетным документом.

Письмом МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) и нотариусы при осуществлении деятельности, предусмотренной российским законода­тельством, не подпадают под действие Закона № 54-ФЗ и не должны использовать при осуществлении такой дея­тельности ККТ.

Если организация применяет ЕНВД

У организаций и предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, размер уплачиваемого единого налога не за­висит от величины выручки, поэтому совершенно очевид­но, что использование ими кассовых аппаратов нецелесо­образно. Более того, по оценкам некоторых экспертов, «вмененщики» тратят на покупку ККТ и ее обслуживание примерно столько же, сколько и на уплату самого налога.

Однако Закон не освобождает эту категорию налого­плательщиков от применения кассовых аппаратов, в свя­зи с чем на сегодняшний день при осуществлении налич­ных денежных расчетов и (или) расчетов с использовани­ем платежных карт в случаях продажи товаров, выполне­ния работ или оказания услуг им необходима ККТ(Пись­мо Минфина РФ от 25 августа 2004 г. № 03-01-20/1-12, Письмо МНС РФ от 25 октября 2004 г. № 33-0-13/682).

Недавно стало известно, что думский Комитет по нало­гам и сборам рекомендовал парламентариям принять поправки в Закон о применении ККТ, в частности предла­гается освободить плательщиков ЕНВД от применения кассовых аппаратов.

Покупка ККТ впрок по требованию налогового органа

Применять ККТ нужно только при осуществлении на­личных денежных расчетови (или) расчетов с использо­ванием платежных карт, но никак не при безналичных, поэтому если в организации нет наличных денежных рас­четов и (или) расчетов с использованием платежных карт, то не следует принимать во внимание позицию отдель­ных представителей налоговых органов «покупать на вся­кий случай — вдруг появятся наличные расчеты». Кроме того, Закон обязывает применять ККТ, а не покупать, так что налоговый орган имеет право только наложить штраф на лицо, не применяющее ККТ, а не требовать его покупки.

Согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения любого до­говора (например, купли-продажи ККТ) необходимо вы­ражение согласованной воли двух сторон (покупателя и продавца), но никак не третьей стороны (налогового ор­гана), более того, понуждение к заключению договора не допускается (п. 1 ст. 421 ГК РФ), поэтому если организация не желает что-либо покупать, то налоговый орган не вправе требовать заключения такой сделки.

Расчеты по договору комиссии (агентскому договору)

По мнению некоторых представителей налоговой службы, при любых наличных расчетах между комиссио­нером и комитентом требуется применять кассовый аппа­рат (например, Письмо УМНС РФ по г. Москве от 5 нояб­ря 2003 г. № 29-12/62221), поскольку никаких исключений для них Закон № 54-ФЗ не содержит.

Исключения здесь и не нужны, как уже отмечалось, в Законе четко указано, что под наличными денежными расчетами понимаются «произведенные с использовани­ем средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги». Поэто­му, когда комитент принимает от комиссионера наличные денежные средства за проданные по его поручению това­ры, по мнению автора, ККТ применять ненужно, ведь ко­миссионер не приобретал у него товары, а исполнял ко­миссионное поручение.

Безусловно, когда комиссионер реализует товар насе­лению и организациям (предпринимателям) за наличный расчет, он обязан использовать ККТ, когда же он переда­ет наличные деньги (все полученное по договору комис­сии) комитенту, купля-продажа между ними не происхо­дит и ККТ комитентом применяться не должна.

В ситуации, когда агент принимает от принципала на­личные денежные средства для выполнения агентского договора, по мнению автора, применять кассовый аппа­рат также нет необходимости по тем же причинам, к то­му же в момент передачи денег услуги агентом еще не оказаны. Если агент возвращает принципалу неисполь­зованные денежные средства наличными, применять кассовую технику тоже не нужно. Кстати, судебная прак­тика подтверждает это, например Постановление ФАС Центрального округа от 22 октября 2003 г. по делу №А09-5635/03-14-13.

Таким образом, в расчетах между посредником и по­ручителем ККТ применяется только в одном случае: когда поручитель уплачивает вознаграждение по­среднику наличными денежными средствами за оказан­ные последним услуги.

Требования к ККТ

Требования к ККТ, используемой организациями, поря­док и условия ее регистрации и применения определяют­ся Правительством РФ (п. 1 ст. 4 Закона). Однако, как уже подчеркивалось, до настоящего времени Правительст­вом РФ нормативно-правовые акты, в которых были бы изложены требования к ККТ, еще не приняты.

До их принятия и официального опубликования по­рядок и условия регистрации ККТ в налоговых органах РФ определяются Приказом ГНС РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах» и Письмом МНС РФ от 30 марта 2000 г. № АС-б-16/232 «О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий» в части, не противоречащей положениям Закона № 54-ФЗ (Письмо МНС РФ от 1 октября 2004 г. № 33-0-11/608@).

Применяемая ККТ должна:

• быть зарегистрирована в налоговых органах по мес­ту учета организации или индивидуального предприни­мателя в качестве налогоплательщика;

• быть исправна, опломбирована в установленном по­рядке;

• иметь фискальную память и эксплуатироваться в фи­скальном режиме.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона ККТ, применяемая на территории РФ, должна быть включена в Государ­ственный реестр, который подлежит официальному опубликованию.

Порядок ведения Государственного реестра, требова­ния к его структуре и составу сведений, а также феде­ральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять его ведение, должно определить Прави­тельство РФ.

Сейчас, пока новый реестр не установлен, при выбо­ре ККТ ориентироваться следует на реестр Государст­венной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (ГМЭК), которая прежде вела такой реестр (Поста­новлением Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. № 215 ГМЭК упразднена), и письма МНС РФ с указаниями, ка­кие кассовые аппараты подлежат регистрации в налого­вых инспекциях.

Какую ККТ зарегистрируют в налоговой инспекции, разъяснено, например, в Письме МНС РФ от 6 февраля 2004 г. №33-0-11/105:

• кассовые аппараты, которые вошли в реестр ГМЭК;

• ККТ, которая поименована в Протоколе ГМЭК от 12 сентября 2003 г. № 3/75-2003 (реестр ККТ приведен в Письме ГНС РФ от 5 февраля 1998 г. № ВК-6-16/84).

Кроме того, МНС РФ постоянно дополняет перечень разрешенной к использованию ККТ (письма МНС РФ от 10 марта 2004 г. № 33-0-11/197, от 12 мая 2004 г. № 33-0-11/326, от 7 июля 2004 г. № 33-0-11/433, от 2 августа 2004 г. №33-0-11/492).

ККТ необходимо поставить на учет в том налоговом органе, в котором организация или индивидуальный предприниматель зарегистрированы в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ и на контролируемой территории кото­рого налогоплательщик производит наличные денеж­ные расчеты, связанные с продажей товаров, выполне­нием работ, оказанием услуг (Письмо МНС РФ от 1 октя­бря 2004 г. 33-0-11/608).

В случае исключения ранее применявшихся моделей ККТ из Государственного реестра их дальнейшая эксплуа­тация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Закона).

О техническом обслуживании

Раньше, перед тем как регистрировать ККМ, ее вла­дельцу следовало заключить договор на техническое об­служивание машины с центром технического обслужива­ния (ЦТО). Там же до принятия Закона № 54-ФЗ было не­обходимо регистрировать все кассовые аппараты и про­ходить ежегодную проверку их исправности.

В Законе № 54-ФЗ центры технического обслуживания вовсе не упоминаются, поэтому формально владелец ККТ сам определяет, стоит ли ему сотрудничать с ЦТО или нет. Тем не менее, поскольку кассовый аппарат нуж­но зарегистрировать в налоговой инспекции, а порядок регистрации ККТ, которым руководствуются работники налоговой службы (утвержден Приказом ГНС РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36), требует представлять в на­логовую инспекцию договор с ЦТО (а также наличие пломб), указанный договор, по мнению автора, придет­ся заключить.

По поводу пломбирования ККМ хотелось бы отметить следующее. В Письме МНС РФ от 16 сентября 2004 г. № 33-0-11/584 сообщается, что за отсутствие на кассовом аппа­рате пломбы ЦТО организацию или индивидуального предпринимателя могут оштрафовать как за непримене­ние кассового аппарата по статье 14.5 Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях. Что касается отсутст­вия на кассовом аппарате голограммы сервисного цент­ра, то это не дает оснований для наложения штрафа за неприменение ККТ (Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. № 14447/03).

Обязанности лиц, применяющих ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ при осуществлении наличных денеж­ных расчетов и (или) расчетов с использованием платеж­ных карт, обязаны:

• осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;

• применять исправную ККТ, опломбированную в уста­новленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

• выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

• обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и ре­гистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

• производить при первичной регистрации и перереги­страции ККТ введение в ее фискальную память информа­ции и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Здесь хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда постав­щик доставляет товар (оказывает услуги, выполняет рабо­ты) клиенту (заказчику) и получает от него наличные де­нежные средства на месте, непосредственно после дос­тавки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Представители налоговых органов (например, Письмо УМНС РФ по г. Москве от 20 августа 2003 г. № 29-12/45660) считают, что в таком случае доверенное лицо (представи­тель) поставщика обязан в момент получения денег вы­бить чек, а для этого приехать к клиенту с переносным контрольно-кассовым аппаратом, причем заранее проби­вать чек нельзя.

По мнению автора, поскольку ст. 5 Закона № 54-ФЗ обязывает налогоплательщика «выдать»покупателю в момент оплаты кассовый чек, а не «выбить» его, то приез­жать к клиенту с переносным ККМ следует только тогда, когда сумма покупки неизвестна, если же она известна за­годя, то ККМ с собой можно не брать, можно выбить чек заранее (в офисе) и выдать его покупателю в момент оп­латы. Закон нарушен не будет.

Контроль за исполнением Закона

Контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, которые:

осуществляют контроль за соблюдением Закона и полнотой учета выручки в организациях и у индивидуаль­ных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и све­дения по вопросам, возникающим при проведении про­верок;

проводят проверки выдачи организациями и инди­видуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые уста­новлены Кодексом РФ об административных правонару­шениях.

Кроме того, при осуществлении налоговыми органами указанных контрольных функций с ними взаимодейству­ют органы внутренних дел (п. 2 ст. 7 Закона).

О ценниках

Обязанность продавцов вывешивать ценники на про­даваемые товары в Законе не содержится, однако это не означает, что оформлять их не нужно. Норма об обяза­тельном вывешивании (наличии) ценников на продавае­мые товары не включена в Закон, поскольку не имеет от­ношения к сфере применения ККТ.

Требование вывешивать ценники предусмотрено п. 19 Правил продажи товаров, утвержденных Пос­тановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. 55.

Учитывая изложенное, в настоящее время налоговые органы неполномочны осуществлять контроль за нали­чием ценников на продаваемые товары при проверках правильности применения контрольно-кассовых машин.

Нужен ли приходный кассовый ордер?

Некоторые специалисты налоговых органов считают, что организация или индивидуальный предприниматель при получении наличных денежных средств от другой органи­зации (индивидуального предпринимателя) кроме кассо­вого чека также должны оформить приходный кассовый ордер и выдать квитанцию к нему покупателю (письма УМНС РФ по г. Москве от 13 августа 2003 г. № 29-12/44313 и от 20 октября 2003 г. № 29-12/58566). Давайте разберемся, так ли это?

В соответствии с п. 3 Порядка ведения кассовых опера­цийв РФ, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 г. № 40, при­ем наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным при­менением контрольно-кассовых машин. Причем прием на­личных денег кассами предприятий производится по при­ходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгал­тером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия (п. 13 Порядка ведения кассовых операций), а записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру (п. 24 указанного Порядка).

Прием наличных денег при осуще­ствлении расчетов с населением, на­пример за проданные магазином то­вары, производится кассиром-опе­рационистом, который выдает кассовый чек, но никогда не вы­писывает гражданам ПКО. По­чему? Потому что он и не должен этого делать, поскольку прием на­личных денег кассой предприятия в мо­мент приема денег кассиром-операциони­стом еще не произведен.

Следует различать понятия «прием наличных денег кассой предприятия» и «прием наличных денег кассиром-операционистом через кассовый аппарат». Это термины похожие, но разные. ККМ это не касса предприятия, а все­го лишь счетно-суммирующее, вычислительное, чекопе-чатающее устройство.

В конце смены вся дневная выручка принимается в кас­су предприятия, вот тогда на основании итогового чека (Z-отчета) и составляется один приходный кассовый ордер.

Что касается расчетов с юридическими лицами, то до вступления в силу Закона, получая от них наличные день­ги, кассир сразу же приходовал их в кассу предприятия, составлялся приходный кассовый ордер, а представителю организации-покупателя выдавалась квитанция к приход­ному кассовому ордеру.

Таким образом, в обоих случаях правило п. 13 Поряд­ка ведения кассовых операций о приеме наличных денег кассами предприятий строго по приходным кассовым ор­дерам соблюдалось.

Поскольку сейчас ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивиду­альными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с исполь­зованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, причем как с фи­зическими, так и с юридическими лицами (предпринимателями), то они обязаны выдавать покупателям в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кас­совые чеки.

Прием денежных средств осуществляет кассир-опера­ционист, и также, как и раньше, вся дневная выручка, но теперь от всех категорий покупателей по одному приход­ному кассовому ордеру, составленному на основании Z-отчета, принимается в кассу предприятия (при этом пра­вило п. 13 Порядка ведения кассовых операций опять же соблюдается).

Следовательно, при приеме от организаций и инди­видуальных предпринимателей наличных денежных средств ПКО составлять не нужно, вместо корешка к ПКО они получают кассовый чек.

Кстати, поскольку корректировка Z-отчета на суммы на­личных денежных средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, нормативными акта­ми не предусмотрена, то составление ПКО и выдача клиен­там корешка к нему приведут к оформлению одной и той же суммы по одной хозяйственной операции двумя пла­тежными документами, отражению ее дважды в кассовой книге и соответственно по дебету счета 50 «Касса».

Правда, представители налоговых органов советуют по­ступать следующим образом: выписывать при приеме на­личных денег от юридических лиц и предпринимателей ПКО, пробивать чеки при расчетах с ними и населением в разные секции аппарата (разные аппараты), а общий итог выручки по кассовым лентам уменьшать на суммы, полу­ченные по ПКО.

Иными словами, в кассовой книге нужно отразить рек­визиты всех выписанных покупателям приходных кассо­вых ордеров, а после снятия Z-отчета с ККТ в кассовую книгу нужно занести выручку за минусом сумм, на кото­рые были выписаны приходные кассовые ордера и кото­рые уже отражены в кассовой книге (Письмо УМНС по г. Москве от 19 сентября 2003 г. № 29-12/51729).

Таким образом, тем налогоплательщикам, которые же­лают выдавать не только чеки ККТ, но и выписывать при приеме наличных денег от юридических лиц и предпри­нимателей ПКО, во избежание «задвоения» выручки в кассовой книге (ведь в нее должна заноситься дневная выручка, как прошедшая через ККТ, так и оформленная приходным кассовым ордером) целесообразно приме­нять описанный выше порядок.

По мнению автора, так все-таки делать не следует, единственное, с чем стоит согласиться, это то, что проби­вать чеки при расчетах с населением и юридическими ли­цами следует в разные секции аппарата (разные аппара­ты), поскольку такие продажи в бухгалтерском учете от­ражаются по-разному:

Д-т сч. 50 К-тсч. 90 — на сумму выручки от продажи това­ров (выполнения работ, оказания услуг) населению или

Д-т сч. 50 К-тсч. 62 — на сумму денежных средств, полу­ченных от организаций и индивидуальных предпринима­телей за товары (работы, услуги)

Д-т сч. 62 К-тсч. 90 — на сумму выручки от продажи това­ров (выполнения работ, оказания услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, никакой ответственности за несоставление «приходника» при приеме наличных от организации (предпринимателя) действующим законодательством не пред­усмотрено. Дело в том, что штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на­лагается, только если организация или предприниматель допустили неоприходование (неполное оприходование) наличности в кассу.

Указанного нарушения налогоплательщик, не состав­ляющий ПКО на каждую операцию, проводимую через ККМ, как раз и не допускает, поскольку при реализации продукции с использованием ККМ п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) разрешает приходовать деньги в кассу ор­ганизации в конце рабочего дня, причем делается это од­ним «приходником».

Следовательно, если налогоплательщик в конце рабо­чего дня в полном объеме оприходует деньги, поступив­шие в кассу, то и штрафовать его не за что.

Для филиалов — отдельная кассовая книга?

Некоторые организации имеют филиалы в других субъ­ектах РФ, причем как с балансом и расчетным счетом, так и не выделенные на отдельный баланс. Филиалы осуще­ствляют различные финансово-хозяйственные операции, в том числе прием денежных средств от юридических и физических лиц за проданные товары, выполненные ра­боты и оказанные услуги.

Согласно п. 23 Порядка ведения кассовых операций ка­ждое предприятие ведет только одну кассовую книгу. По­скольку в других документах ЦБ РФ косвенным образом признается, что иметь кассовую книгу могут и филиалы с отдельным балансом и расчетным счетом, то, по мнению автора, под предприятиями в контексте Порядкаведения кассовыхоперацийследует понимать и филиалы, выде­ленные на отдельный баланс и имеющие расчетный счет.

Что касается филиалов без отдельного баланса и рас­четного счета, то действующим и нормативными актами таким подразделениям право вести свою кассовую кни­гу не предоставлено.

Если филиал осуществляет наличные расчеты, то такие операции обязательно должны быть отражены в соответ­ствующих учетных регистрах, а именно в кассовой книге, в которой отражаются как поступление, так и выдача на­личных денег. При этом прием и выдача денег по кассо­вым ордерам могут производиться только в день их со­ставления, и записи в кассовую книгу производятся касси­ром сразу же после получения или выдачи денег по каж­дому ордеру.

Кроме того, ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалте­рию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (ко­пию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кас­совой книге.

Если филиал имеет отдельный баланс, то данные об остатках в кассе отражаются непосредственно в главной книге и балансе филиала. Впоследствии головная органи­зация составляет сводный баланс, данные которого вклю­чают в себя как остатки по счетам головной организации, так и остатки по счетам всех ее филиалов.

Если же филиал, не имеющий расчетного счета и не выделенный на отдельный баланс, значительно удален от

головной организации, то произвести записи в кассовую книгу, находящуюся на головном предприятии, невоз­можно, поэтому в такой ситуации следует выделить фили­ал на отдельный баланс и открыть расчетный счет.

Вычет по НДС на основании кассового чека

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, необходимых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (в т. ч. и по «нулевой» ставке) в соот­ветствии с главой 21 НК РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом указанные товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету, а в наличии у него должен быть счет-фактура поставщика, оформленный в установ­ленном порядке (ст. 172 НК РФ).

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ и в общем случае состоит в следующем: на­логовые вычеты производятся на основании счетов-фак­тур, выставленных продавцами при приобретении нало­гоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.

Поскольку в Кодексе не говорится о том, что сумма НДС обязательно должна быть выделена в кассовых чеках от­дельной строкой, то факт уплаты налога продавцу под­тверждается сверкой суммы, указанной в чеке, с договор­ной стоимостью проданных товаров— они должны быть одинаковыми (кроме счета-фактуры, сумму НДС принято выделять в договоре, счете и накладной (акте выполнен­ных работ, оказанных услуг), так как согласно п. 1 ст. 168 НК РФ налог входит в стоимость реализуемых товаров).

Когда некоторые представители налоговых органов ссылаются на п. 4 ст. 168 НК РФ и требуют, чтобы в чеках ККМ сумма НДС была выделена отдельной строкой, сле­дует внимательно прочесть указанную норму: «В расчет­ных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой». Кассовый чек не является ни первичным учетным документом, ни расчет­ным, поскольку не отвечает требованиям ст. 9 (не преду­сматривает подписи должностного лица и др.) и п. 3 ст. 7 (не предусматривает подписи главного бухгалтера) Феде­рального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете».

Правда, игнорируя требования Закона № 129-ФЗ, спе­циалисты Минфина РФ определили, что кассовый чек яв­ляется первичным учетным документом (Письмо Минфи­на РФ от 5 января 2004 г. № 16-00-17/2), но не стоит обра­щать внимание на это Письмо, поскольку закон, как гово­рится, есть закон, и там все черным по белому написано. Таким образом, принять к вычету НДС при наличии счета-фактуры, оформленного должным образом, по мнению автора, можно и по кассовому чеку, в котором налог от­дельной строкой не выделен.

Кстати, судебная практика по этому поводу складывает­ся не в пользу налоговых органов. Так, ФАС Северо-Запад­ного округа в своем Постановлении от 24 января 2005 г. А66-7929/2004 указал на то, что условиями предъявления к вычету налога на добавленную стоимость по товарам яв­ляются фактическая оплата приобретенных для продажи товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы НДС.

При этом отсутствие в кассовых чеках сумм НДС, выделен­ных отдельной строкой, при наличии надлежащим обра­зом оформленных счетов-фактур никакого значения не имеет и соответственно не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС.

В принципе в большинстве случаев кассовые аппараты могут пропечатывать в чеках сумму НДС, входящую в стои­мость покупки, однако при расчетах с населением этого не требуется, поэтому во многих машинах эта функция просто не налажена. Если же клиенты желают получить кассовый чек с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС, то в такой ситуации можно обратиться в центр технического обслуживания для перепрограммирования ККМ.

Еще сотрудники налоговых органов считают, что, для того чтобы налогоплательщик мог воспользоваться сво­им правом на вычет по НДС, необходимо, чтобы в стро­ке 5 счета-фактуры были указаны реквизиты (номер и да­та составления) кассового чека (письма МНС РФ от 10 ок­тября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 и от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15, Письмо УМНС РФ по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 24-11/31529). По мнению автора, это тре­бование тоже, мягко говоря, надуманное.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не могут являться ос­нованием для принятия предъявленных поку­пателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению толь­ко счета-фактуры, состав­ленные и выставленные с нарушением порядка, уста­новленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Не­выполнение же требований, предъя­вляемых к счету-фактуре, которые не предусмотрены п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться ос­нованием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Другими словами, для законного вычета НДС необхо­димо, чтобы счет-фактура был составлен в порядке, пре­дусмотренном п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ реквизиты платежно-расчетного документа долж­ны указываться в счете-фактуре только в случае получе­ния авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Следовательно, отсутствие в счете-фактуре реквизитов кассового чека (при условии, что оплата произведена в день покупки, то есть это не авансовый платеж) не явля­ется основанием для отказа в применении налогового вы­чета по НДС.

Учет счетов-фактур

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ продавцу следует выставить счет-фактуру покупателю. После вступления в силу Зако­на у организаций и индивидуальных предпринимателей при расчетах наличными с юридическими лицами появи­лась еще и обязанность выдать кассовый чек.

Выставленный счет-фактуру необходимо отразить в книге продаж, что установлено п. 16 Правил ведения жур­нала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утвер­ждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914). В соответствии с требованиями этой же нормы показания лент контрольно-кассовых машин так­же заносятся в книгу продаж.

Получилась парадоксальная ситуация — одна и та же сумма выручки от одного и того же покупателя — юриди­ческого лица (предпринимателя) должна была быть отра­жена в книге продаж дважды: по счету-фактуре, выписан­ному этому субъекту, и в составе общей наличной выруч­ки по итогу дня.

Сначала этот вопрос был разрешен в рамках разъясне­ний Минфина РФ (Письмо от б августа 2003 г. № 04-03-11/63) и МНС РФ (Письмо от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268): налогоплательщикам было предложе­но регистрировать в книге продаж итоги кассовых лент только в части, относящейся к расчетам с населением, то есть в тех случаях, когда обязанность продавца по выста­влению счета-фактуры считается исполненной одновре­менно с выдачей кассового чека.

Несколько позже Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2004 г. № 84 эта норма была внесена в са­ми Правила ведения журнала учета полученных и выста­вленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

Поэтому сегодня этот вопрос полностью снят, поскольку п. 16 указанных выше Правил дополнен абзацем следую­щего содержания: «Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании ус­луг) организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассо­вой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах».

Ответственность за неприменение ККТ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг юридическими лицами и индивидуальными пред­принимателями без применения в установленных зако­ном случаях ККМ согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об админи­стративных правонарушениях (КоАП РФ) влекут наложе­ние административного штрафа на:

гражданв размере от 15 до 20 МРОТ, то есть от 1500 до 2000 рублей, поскольку согласно ст. 5 Закона от 19 ию­ня 2000 г. № 82-ФЗ размер МРОТ для исчисления штрафов составляет 100 рублей;

должностных лиц— от 30 до 40 МРОТ, то есть от 3000 до 4000 рублей;

на юридических лиц— от 300 до 400 МРОТ, то есть от 30 000 до 40 000 рублей.

Штрафы в полном размере подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его на­ложении (п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

Как отметил в своем Определении от 14 декабря 2000 г. 244-0 Конституционный Суд РФ, если ККМ не приме­нил работник организации, штраф все равно налагается наюридическоелицо, причем возложение ответственно­сти на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодатель­ством порядке требовать возмещения ущерба, нанесен­ного ему по вине его работника.

Об этом же сказано и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. 6429/04: «Не применение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в следствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождаю­щим само юридическое лицо от ответственности за адми­нистративное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, вы­полняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивиду­альных предпринимателей, без применения в установ­ленных законом случаях контрольно-кассовых машин приводит к привлечению к административной ответст­венности в виде взыскания штрафа».

За неисполнение других обязанностей, установленных Законом № 54-ФЗ, в частности за использование неис­правной или неопломбированной ККТ, за невыдачу чека покупателю и др., ответственность ни в указанной, ни в какой-либо другой статье КоАП РФ, а также в самом Зако­не не предусмотрена. Тем не менее согласно Постановле­нию ВАС РФ от 31 июля 2003 г. 16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

• фактическое неиспользование ККМ (в том числе по причине его отсутствия);

• использование ККМ, не зарегистрированной в нало­говых органах;

• использование ККМ, не включенной в Государствен­ный реестр;

• использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

• использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возмож­ности доступа к фискальной памяти;

• пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее упла­ченной покупателем (клиентом).

Схемы, позволяющие не применять ККТ

Некоторые специалисты предлагают абсолютно ле­гальные схемы не применять ККТ при расчетах наличны­ми с юридическими лицами и предпринимателями.

Например, зачет взаимных требований. По договору купли-продажи продавец отгружает покупателю товар, у покупателя возникает кредиторская задолженность пе­ред продавцом. Продавец выписывает вексель на сумму задолженности за товары и продает его покупателю за наличные. Поскольку наличные денежные средства по­ступают в оплату векселя, являющегося ценной бумагой, то в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона ККТ применять не нуж­но. У продавца возникает кредиторская задолженность по векселю.

Покупатель предъявляет вексель к погашению, состав­ляется акт взаимозачета: долг по векселю продавца и за­долженность покупателя за товар погашаются, а стороны считают свои обязательства выполненными.

Можно сделать и по-другому: покупатель выписывает вексель и рассчитывается им за товары, причем сумма ве­кселя равна стоимости товара, продавец предъявляет этот вексель покупателю и получает в его оплату налич­ные денежные средства, на том же основании ККТ приме­нять не нужно.

Однако такие схемы нежизнеспособны, во-первых, при­дется оформить достаточно много первичных докумен­тов, а во-вторых, зачем все это нужно покупателю?