Рекламные акции. Особенности учета

| статьи | печать
Для того чтобы товар нашел своего покупателя, фирме необходимо рекламировать свою продукцию. Она может это делать через СМИ, Интернет, с помощью каталогов, брошюр, листовок и проведения всевозможных рекламных акций. О том, с какими трудностями может столкнуться бухгалтер при этом, вы узнаете из материалов данной статьи.

Рекламные расходы: нормируемые и ненормируемые

Существующий на сегодняшний день Федеральный за­кон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «Орекламе»дает рас­плывчатое определение рекламы.

Рекламой считается информация, которая:

распространяется в любой форме, с помощью лю­бых средств, о физическом или юридическом лице, то­варах, идеях и начинаниях (рекламная информация);

предназначена для неопределенного круга лиц;

призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу;

способствует реализации товаров, идей и начина­ний.

Те средства, которые организация тратит на размещение информации, считаются рекламными расходами.

В бухгалтерском учете расходы на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности и учитывают­ся в составе коммерческих расходов(подп. 5, 7 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от б мая 1999 г. № ЗЗн). Они отражаются по дебету счета 44 «Рас­ходы на продажу»или 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгал­терского учета ФХД организаций, утвержденная Прика­зом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). В бух­галтерском учете вышеназванные расходы не нормируют­ся и включаются полностью в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Теперь рассмотрим, как учитываются такие расходы в налоговом учете. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к рекламным относятся расходы организации на:

рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

световую и иную наружную рекламу, включая изгото­вление рекламных стендов и щитов;

участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о рабо­тах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Во время проведения массовых рекламных кампаний организация приобретает или изготавливает призы, кото­рые вручает победителям розыгрышей. Эти расходы дляцелей налогообложения прибыли, а также затраты на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

К сведению!

Показатель «выручка от реализации» определяется из всех поступлений, связанных с расчетами за реализо­ванные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной фор­ме (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Пример 1

ООО «Мега» в декабре 2004 г. провело массовую ре­кламную кампанию с розыгрышом призов, стои­мость которых составила 500 000 руб. (в том числе НДС 76 271 руб.). Выручка же, полученная за 12 месяцев 2004 г., равна 30 000 000 руб. (без НДС). Организация применяет метод начисления.

В бухгалтерском учете ООО «Мега» следует оформить проводки:

Д-т сч. 44 (26) К-т сч. 60 — 423 729 руб. — отражены расхо­ды на рекламу

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 76 271 руб. — учтен НДС

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 500 000 руб. — оплачены рекламные расходы.

В налоговом учете данные расходы уменьшают налого­облагаемый доход в пределах нормы — 1 % от выручки. По­этому в конце декабря бухгалтер исключил из налогообла­гаемой прибыли только часть суммы, истраченной на при­зы, — 300 000 руб. (30 000 000 руб. х 1 %) (п. 4 ст. 264 НК РФ). Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 54 000 руб. (300 000 руб. х 18%) — при­нят к вычету НДС по рекламным расходам в пределах норм

Д-т сч. 44 (26) К-т сч. 19 — 22 271 руб. — отнесен на расхо­ды НДС, ранее уплаченный поставщику

Д-тсч. 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» К-тсч. 68 субсчет«Расчеты по налогу на прибыль»29 695 руб. (123 729 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

К сведению!

Если организация применяет метод начисления, то расходы на рекламу для целей налогообложения при­были следует учитывать согласно ст. 272 НК РФ. В слу­чае применения кассового методапосле фактиче­ской оплатыруководствоваться следует ст. 273 НК РФ.

Виды рекламных акций

Специального определения рекламной акции законо­дательством не установлено. Попробуем его сформули­ровать сами.

Рекламная акция— это совокупность действий, напра­вленных на достижение определенной рекламной цели: оповещение фирм, потенциальных покупателей, потре­бителей товара о качестве, достоинствах и преимущест­вах того или иного товара либо самой фирмы. Рекламная акция представляет собой действие, которое производит­ся для того, чтобы увеличить объемы продаж.

Цель проведения рекламной акции — привлечь вни­мание потребителей к продукции и тем самым прочно за­нять свое место на рынке. Это мероприятие требует боль­ших затрат. И чтобы их минимизировать, необходимо все тщательно продумать: определить цели, стратегию, фор­мы и методы рекламной акции.

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся затраты на рекламу производимых (приобре­тенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), дея­тельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

[1 Одним из видов рекламной акции является дегуста­ция товаров. Для того чтобы затраты по этой кампании можно было отнести на рекламные расходы, проводиться она должна в публичном заведении (например, в магази­не). Расходы на дегустацию товаров, работ, услуг могут быть признаны в составе рекламных расходов только в том слу­чае, если выполняются положения Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «Орекламе». Если эти условия не соблюдаются, то такие расходы будут являться не рекла­мой, а безвозмездной передачей. Таким образом, данные расходы нельзя принимать в целях налогообложения при­были и возникает база для начисления НДС. Например, де­густация в офисе производителя, которая проводится по специальным приглашениям, не относится на рекламные расходы. Такой же точки зрения придерживается УМНС РФ в своем Письме по г. Москве от 12 мая 2003 г. № 26-12/25950.

Если дегустация товаров организуется в рамках рекла­мы, то начислять НДС не нужно. Если подтвердить рек­ламный характер невозможно, то в связи с безвозмезд­ной передачей возникает база для начисления НДС.

Как уже отмечалось, расходы на дегустацию товаров принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в пределах установленной нормы, т. е. в разме­ре, непревышающем 1% выручки от реализации. Если по итогам соответствующего отчетного (налогового) пе­риода какие-либо расходы в данную норму не вписыва­ются, то, по мнению автора, вычет сумм НДС со стоимости использованных товаров и иных рекламных расходов в соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ произведен быть не мо­жет. В случае необходимости в части не принятых для це­лей налогообложения стоимости товаров и иных реклам­ных расходов суммы НДС восстанавливаются.

[1 Следующим видом рекламной акции является рас­продажа. Ее цель — ускоренная продажа товара, кото­рый залежался на полках, по сниженным ценам, т. е. с применением так называемых скидок.

При определении рыночной цены учитываются сниже­ния цен при заключении сделок между невзаимозависи­мыми лицами (п. 3 ст. 40 НК РФ). Скидки учитываются при сезонных и иных колебаниях потребительского спроса на товары, при потере товарами качества или других потре­бительских свойств, при истечении сроков годности или реализации, если они предусмотрены маркетинговой по­литикой, втом числе при продвижении товаров на новые рынки, при реализации опытных моделей и образцов то­варов для ознакомления с потребителями.

По мнению автора, для целей налогообложения при­были выручка от продажи товаров по сниженным ценам отражается исходя из цены со скидкой. В целях исчисле­ния НДС также выручка от распродажи товаров по сни­женным ценам отражается исходя из цены со скидкой. Это следует из п. 2 ст. 249, п. 2 ст. 153 НК РФ.

На самом деле предоставляемые скидки купленных то­варов — это лишь уменьшение ранее определенной по­ставщиком цены. Стоимость товара с учетом скидки и бу­дет являться ценой, которая оговорена договором купли-продажи. Если хотите избежать споров с налоговыми орга­нами, то вашей организации лучше не устанавливать скидки более 20% от уровня обычной цены. Избежать данной ситуации можно следующим образом. Например, издать приказ, что скидки предоставлены из-за сезонного колебания цен, так как устные аргументы фискалов не убе­дят. В данном случае необходимо документальное под­тверждение всех существенных обстоятельств, принимае­мых во внимание при установлении ценовой политики.

Чтобы разобраться в ом, как учитываются скидки, рас­смотрим конкретный пример.

Пример 2

Покупная цена товара составила 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.), а продажная 300 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб. + 100 000 руб. (торго­вая наценка). Организацией установлена скидка 15%, или 45 000 руб. Выручка за реализованный то­вар составила 255 000 руб. (300 000 руб. - 45 000 руб.), в том числеНДС38 898 руб.

В бухгалтерском учете организации необходимо офор­мить следующие проводки:

Д-тсч. 41 К-т сч. 60 — 200 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб.) — оприходован товар

Д-тсч. 19 К-т сч. 60 — 36 000 руб. — учтен НДС по оприхо­дованному товару

Д-тсч. 41 К-т сч. 42 — 100 000 руб. — учтена торговая на­ценка

Д-тсч. 60 К-т сч. 51 — 236 000 руб. — произведена оплата поставщику

Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 36 000 руб. — принят к вычету НДС

Д-тсч. 41 К-т сч. 42 — 45 000 руб. — сторно — уменьшена торговая наценка на сумму скидки

Д-тсч. 50 К-т сч. 90 — 255 000 руб. (300 000 руб. - 45 000 руб.) — поступила выручка от продажи товара

Д-тсч. 90 К-т сч. 68 — 38 898 руб. — начислен НДС с выруч­ки с учетом скидок

Д-тсч. 90 К-т сч. 41 — 255 000 руб. — списана стоимость проданных товаров

Д-тсч. 90 К-т сч. 42 — 55 000 руб. (100 000 руб. - 45 000 руб.) — сторнирована торговая наценка по реализован­ным товарам

Д-тсч. 90 К-т сч. 99 — 16 102 руб. — отражена прибыль.

Рассмотрим еще один вид рекламной акции, когда торговые организации предоставляют покупателям часть товара бесплатно. Здесь имеется в виду, если вы покупаете, например, две вещи, то третья вам предоставляется бесплатно в подарок.

Мнения по поводу отнесения данных расходов для це­лей исчисления налога на прибыль разделились.

Одни специалисты считают, что если вещь или товар пе­редан бесплатно, то это — безвозмездная передача. А сог­ласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости без­возмездно переданного имущества (работ, услуг, имущест­венных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Другие считают, что передача товара бесплатно явля­ется рекламными расходами, которые согласно п. 4 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Для целей исчисления НДС раздача бесплатных подар­ков будет рассматриваться как безвозмездная передача, которая подлежит обложению данным налогом (ст. 146 НК РФ).

Что касается НДФЛ, то согласно подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, облагаемым данным налогом, относятся также полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах плательщика работы на безвозмездной основе.

В отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других ме­роприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28

ст. 217 НК РФ, устанавливается ставка налога в размере 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

В данной ситуации НДФЛ уплачивает фи­зическое лицо, полу­чившее эти доходы (в нашем случае — «тре­тья вещь в подарок»), при получении которых налог не был удержан налоговыми агентами (подп. 4 ст. 228 НК РФ).

А налоговый агент (организация, выдавшая приз) обя­зан в течение одного месяца с момента вручения приза письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задол­женности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Следующий вид рекламной акции — это распро­странение листовок и буклетов.

Во время рекламной кампании потенциальным клиен­там фирмы часто раздают буклеты и листовки. Затраты на их изготовление являются рекламными расходами. В п. 4 ст. 264 НК РФ представлен закрытый перечень рекламных расходов. Они учитываются при расчете налога на при­быль полностью, а не нормируются. Среди них расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов. А вот слов «буклеты»и «листовки»мы в данной статье не найдем. За­конодатели упустили эту деталь. В связи с этим налоговые органы могут потребовать учитывать расходы на изготов­ление буклетов и листовок в целях налогообложения при­были в пределах норматива (в размере, не превышающем 1% от выручки фирмы). Чья чаша весов перевесит, нало­гоплательщика или налоговых органов, сказать сложно, так как по этому вопросу отсутствует арбитражная практи­ка. Избежать спорной ситуации налогоплательщики смо­гут, если в первичных документах (договорах, счетах-фактурах, накладных и т. д.) вместо слов «буклеты» и «листов­ки» будут указаны слова «брошюры» и «каталоги», кото­рые поименованы в Налоговом кодексе.

Если листовки или буклеты напечатаны для участия в вы­ставке или ярмарке, то, по мнению автора, эти расходы для целей налогообложения прибыли можно смело включать полностью, а не нормировать. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на участие в выставках и ярмарках включаются без норматива. Расходы на изготовление буклетов и листовок следует включить в смету расходов на участие в выставке. Необходим также приказ руководителя организации о рас­пространении рекламной печатной продукции.

Организация в целях рекламы раздает листов­ки, буклеты со своим логотипом. Они непред­назначены для дальнейшей перепродажи. Сна­чала эти расходы отражаются на счете 10, затем на счете 44. Произведенные затраты организа­ция в целях налогообложения прибыли учиты­вает как рекламные расходы по норме, указан­ной в п. 4 ст. 264 НК РФ. Проведение рекламной кампании осуществляется на основании распо­ряжения руководителя. Расходы на рекламную кампанию документально подтверждены. Облагается ли НДС стоимость листовок, букле­тов, переданных неопределенному кругу лиц в рамках массовой рекламной кампании?

А. Матвеева, г. Екатеринбург

Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, не только предназначенное для реализации, но и фактически реализуемое (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предприни­мателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права соб­ственности на товары, результатов выполненных работ од­ним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также передача права собст­венности на товары, результатов выполненных работ од­ним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Операции по реализации товаров на территории РФ на безвозмездной основе облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146НКРФ).

Следовательно, передачу листовок, буклетов в ходе проведения рекламных акций для целей НДС, по мнению автора, следует рассматривать как безвозмездную пере­дачу товаров.

Налогообложение НДС указанной рекламной продук­ции производится в общеустановленном порядке.

Такой же позиции придерживаются чиновники в Пись­ме Минфина РФ от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209.

Есть специалисты, считающие, что передача товара бесплатно (в данном случае листовок и буклетов) есть ре­кламные расходы, которые согласно п. 4 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Однако, чтобы избежать споров с налоговиками в ар­битраже, следует придерживаться позиции, которая из­ложена в Письме Минфина РФ.