Минфин России взялся за старое

| статьи | печать

Главное финансовое ведомство опять изменило свою точку зрения по вопросу, должна ли организация, осуществляющая выплаты физическому лицу по решению суда, удерживать с этих сумм НДФЛ как налоговый агент (письмо от 26.12.2011 № 03-04-06/6-358). К сожалению, новая позиция не в пользу налоговых агентов.

Финансисты считают, что организация, выплачивающая денежные средства физлицу на основании утвержденного судом мирового соглашения, признается налоговым агентом и должна исполнять соответствующие обязанности, преду­смотренные ст. 226 НК РФ. Они обосновывают свою позицию тем, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме (ст. 210 НК РФ). Перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 217 НК РФ, и в нем не значатся денежные средства, выплачиваемые на основании мирового соглашения. В обязанности налоговых агентов входит исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет НДФЛ. Таким образом, из разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что организация, производящая выплаты физлицу по решению суда, обязана удержать с этих выплат НДФЛ и уплатить его в бюджет.

Подобной позиции Минфин России придерживался в 2007 и 2008 гг. (письма от 19.11.2007 № 03-04-06-01/386 и от 28.01.2008 № 03-04-06-02/7). Финансисты считали, что налоговый агент только исполняет за налогоплательщика обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет. Следовательно, организация, выплачивающая доход на основании решения суда с учетом удержанной суммы НДФЛ, выполняет обязанность по выплате указанных доходов в полном объеме.

Впоследствии Минфин России стал считать, что организация должна удержать НДФЛ из выплачиваемых доходов, только если это прямо предусмотрено судебным решением (письма от 19.09.2008 № 03-04-06-01/275 и от 08.04.2009 № 03-04-06-01/85). Финансисты рекомендовали должникам-организациям на стадии рассмотрения дела обращать внимание суда на необходимость определять задолженность, подлежащую взысканию, с учетом требований налогового законодательства РФ. В этом случае в резолютивной части решения будут указаны сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему РФ. Если суд не произвел такого разделения, организация — налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика НДФЛ. При этом она обязана в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

По нашему мнению, именно эта позиция Минфина России соответствует действующему законодательству. Но, учитывая, что сегодня у финансистов иной взгляд на данный вопрос, рекомендуем добиваться от суда выделения в судебном решении суммы НДФЛ, которую организация должна уплатить в бюджет. Это позволит избежать споров с налоговиками.