Налог на добавленную стоимость (часть 2)

| статьи | печать

В редакции «Ваш партнер — консультант» прошла интернет-консультация на тему: «Налог на добавленную стоимость». На вопросы читателей ответила советник налоговой службы РФ III ранга Ольга Сергеевна Думинская.

Уважаемая Ольга Сергеевна! Является ли нарушением оформления счета-фактуры то, что и по строке «грузополучатель», и по строке «адрес» покупателя отражается юридический адрес покупателя, хотя на самом деле фактический адрес в данный момент другой? (г. Воронеж)

Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Согласно п. 2 ст. 169 счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5и 6 ст. 169, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, одним из условий принятия НДС к налоговому вычету является правильно составленный счет-фактура. При этом продавец, составляя счет-фактуру, обязан выполнить требования, установленные в п. 5 и 6ст. 169 НК РФ.

В пункте 5 ст. 169 перечислены все обязательные реквизиты, которые продавец должен указать при выставлении им счета-фактуры. В частности, в нем должны быть указаны реквизиты покупателя и грузополучателя.

Порядок заполнения указанных показателей приведен в Приложении № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила).

Так, в строке «грузополучатель» указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. В строках «покупатель» и «адрес» указываются полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами и его местонахождения. При этом местом нахождения покупателя является его юридический адрес, указанный в учредительных документах.

В случае если в строке «грузополучатель» указан юридический адрес, то в данный счет-фактуру необходимо внести исправления.

Исправления в счет-фактуру вносятся продавцом в порядке, установленном п. 29 Правил.

Таким образом, после внесения продавцом исправлений в счет-фактуру, соответствующих требованиям п. 5 и 6ст. 169 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе применить налоговый вычет.

Городские электрические сети при реализации электроэнергии исчисляют НДС, а при покупке пользуются налоговым вычетом. Отпускные, покупные тарифы, а также процент плановых потерь утверждаются Региональной энергетической комиссией. Восстанавливается ли НДС при сверхнормативных потерях и если да, то каким образом? (ОАО «Лабинские городские сети»)

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, используемых при осуществлении операций, облагаемых НДС.

При этом согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, в случае если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Таким образом, в том случае если плановые потери электроэнергии учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли по нормативам, то суммы НДС подлежат вычету в пределах этих нормативов.

Что касается сверхплановых потерь, то суммы НДС, относящиеся к стоимости этих потерь, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. При этом расчет производится путем умножения стоимости таких потерь на ставку НДС в размере 18%.

Здравствуйте! В этом году обнаружились документы, свидетельствующие о том, что в 2004 году фирмой были получены услуги, необходимые для осуществления производственного процесса. В виду того что эти услуги относятся к прошедшему налоговому периоду, в текущем налоговом периоде они могут быть учтены как внереализационные расходы. Можно ли принять к зачету «входной» НДС по указанным услугам? (г. Волгоград)

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 171 и 172 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 171 НКРФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166, на установленные ею налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в отношении:

✔ товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170;

✔ товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Таким образом, для определения суммы налога, предъявляемой к вычету за истекший налоговый период, необходимо единовременное выполнение следующих условий: фактическая оплата налогоплательщиком приобретенных товаров (работ, услуг), принятие их к учету, использование в операциях, признаваемых объектом налогообложения, а также наличие счета-фактуры и соответствующих расчетных и первичных документов.

Учитывая вышеизложенное, при выполнении всех перечисленных условий ваша фирма имеет право на налоговые вычеты по приобретенным в предыдущем налоговом периоде услугам.

Наша компания образовалась путем выделения из состава ОАО «Рязаньэнерго». По разделительному балансу нам была передана кредиторская задолженность поставщикам электроэнергии, договоры и счета-фактуры от поставщиков, выписанные еще на реорганизуемое общество. Наша компания оплатила эту кредиторскую задолженность в январе. Вправе ли мы возместить НДС по этой кредиторской задолженности? (г. Рязань)

При применении организацией, образованной в процессе реорганизации путем выделения, налоговых вычетов по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и отраженным в бухгалтерском учете реорганизованной организацией, а оплаченных организацией, созданной в процессе этой реорганизации, необходимо учитывать следующее.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и соответствующих первичных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Учитывая изложенное, для принятия в установленном порядке к вычету сумм налога, предъявленных продавцом налогоплательщику, необходимы:

✔ наличие фактической оплаты непосредственно налогоплательщиком принятых к учету товаров;

✔ наличие счетов-фактур, оформленных продавцом на имя налогоплательщика-покупателя;

✔ принятие указанных товаров к учету налогоплательщиком.

В процессе преобразования ОАО «Рязаньэнерго» путем выделения из его состава новой организации у последней не будут соблюдены все необходимые условия для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) (например, счет-фактура выписан на реорганизованное общество, а оплату производит вновь созданная организация).

Таким образом, у вновь образуемой в процессе реорганизации организации отсутствуют правовые основания для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость при отсутствии какого-либо из указанных выше условий.

Вместе с тем в случае внесения соответствующих исправлений в счета-фактуры и другие документы у вновь созданной в процессе реорганизации организации право на вычет сохранится.

Исправления в счет-фактуру вносятся продавцом в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от02.12.2000 № 914.

В 2002 году наше предприятие работало на общем режиме налогообложения, учетная политика для целей исчисления НДС — «по оплате». Основной вид деятельности — оптовая торговля.

С 01.01.2003 предприятие перешло на УСН с базой «доходы». До перехода на УСН все товары, приобретенные в 2002 году, в том же году были отгружены с переходом права собственности — на 01.01.2003 на балансе предприятия не числились товарно-материальные ценности, используемые в период «упрощенки». Оплату, поступающую после 01.01.2003 от покупателей в счет реализации 2002 года, предприятие не включало в доходы по УСН, начисляя и уплачивая в бюджет НДС.

Одновременно, погашая собственную задолженность за ранее приобретенные (в 2002 году) товары поставщику, мы принимали «входной» НДС к вычету. За указанные периоды предприятие представляло налоговую декларацию по НДС.

ИФНС не согласилась с позицией предприятия, указав на неправомерность возмещения из бюджета «входного» НДС в 2003 году в период действия УСН, несмотря на то что данный НДС относится к товарам, реализованным до применения УСН в период, когда предприятие признавалось плательщиком НДС.

Просим разъяснить, имели ли мы право применять налоговый вычет по НДС, относящемуся к товарам, использованным до перехода на «упрощенку», в период действия упрощенной системы налогообложения? (ООО «Автопром», г. Москва)

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику НДС и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг)на территории РФ, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21Налогового кодекса.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику НДС и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и при наличии соответствующих первичных документов.

Учитывая изложенное, право на вычет суммы НДС, предъявленной и оплаченной по принятым на учет товарам (работам, услугам) при наличии счетов-фактур, возникает только у налогоплательщика НДС.

В связи с этим лица, перешедшие на УСН, не имеют права на вычет суммы НДС, предъявленной указанным лицам до их перехода на УСН при приобретении товаров, работ и услуг, использованных для операций, облагаемых НДС, оплата которых произведена после перехода на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, действия налоговых органов обоснованны.

Одновременно необходимо помнить, что согласно подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитывают в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения и отчетности. В апреле 2005 года мы импортировали товар из Республики Беларусь. В счете-фактуре, выставленном поставщиком, сумма НДС равна нулю. По какой ставке начислять и уплачивать НДС? Как в дальнейшем получить налоговый вычет, если мы работаем без НДС? (г. Красноярск)

Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004«О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее — Соглашение). Оно вступило в силу с 01.01.2005.

В соответствии с указанным Соглашением плательщиками НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и иностранные юридические лица, включая организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь.

Согласно п. 5 разд. 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, являющегося Приложением к Соглашению (далее — Положение), налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию, в которой отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Налогоплательщики на основании п. 6 разд. 1 Положения одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам представляют в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию РФ и уплату косвенных налогов, к которым, в частности, относятся заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, и другие документы, предусмотренные в указанном пункте.

Порядок определения налоговой базы установлен п. 2 разд. 1 Положения, согласно которому налоговая база равна сумме стоимости приобретенных товаров и подлежащих уплате акцизов. Кроме того, в стоимость товаров также включаются расходы по доставке товара, сумма страховой премии за страхование грузов, стоимость упаковки. Если какой-либо из этих расходов был включен в цену сделки, то при расчете налоговой базы он не учитывается.

При применении налоговой ставки следует учитывать, что если по ввозимому с территории Республики Беларусь товару применяется пониженная ставка НДС (10 %), то для целей исчисления НДС следует руководствоваться Перечнем кодов видов продовольственных товаров или товаров для детей в соответствии с Товарной номенклатурой внешней экономической деятельности, облагаемых по налоговой ставке 10% при ввозе на таможенную территорию РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908.

Следует отметить, что форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 03.03.2005 № 31н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения», зарегистрированным в Минюсте России 07.04.2005 № 6476.Что касается налоговых вычетов, то следует учитывать, что в соответствии с п. 8 разд. 1 Положения суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из сторон на территорию государства другой стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством сторон.

Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию РФ, подлежат вычету в порядке, установленном ст. 171 и 172 НК РФ.

Поскольку лица, перешедшие на УСН, не признаются плательщиками НДС, то право на вычет сумм НДС, уплаченных ими при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь, у них не возникает. Сумма НДС, уплаченная указанными лицами по ввезенным товарам, на основании подп. 3 п. 2 ст. 179 НК РФ учитывается в стоимости таких товаров.

Контрольно-счетная палата Камчатской области просит дать разъяснение по уплате НДС в следующей ситуации: Государственный фонд развития и поддержки малого предпринимательства Камчатской области (далее — Фонд) получает средства из областного бюджета для участия камчатских предприятий в Харбинской международной торговой ярмарке. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях эти средства являются целевыми средствами. Фонд перечисляет эти средства бюджетному учреждению — ГУ «Камчатский ЦНТИ» (далее — ГУ ЦНТИ). ГУ ЦНТИ за счет полученных целевых бюджетных средств оплачивает расходы по проведению ярмарки другим организациям, находящимся на УСН, по счетам-фактурам без НДС. При этом ЦНТИ предъявляет к оплате Фонду НДС, исчисленный от объема полученных целевых бюджетных средств на проведение ярмарки, оставляя НДС в своем распоряжении.

Подлежат ли обложению НДС целевые средства, выделенные из областного бюджета на проведение ярмарки? ( Камчатская обл.)

Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых исполнителями работ (услуг), не учитываются при определении налоговой базы по НДС, поскольку данные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Таким образом, денежные средства, полученные Фондом из областного бюджета для участия камчатских предприятий в Харбинской международной торговой ярмарке, НДС у Фонда не облагаются. При этом товары (работы, услуги), приобретаемые указанным Фондом за счет средств областного бюджета на основании заключенного с ГУ ЦНТИ договора, оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость.

Данное положение означает, что выполнение работ по проведению ГУ ЦНТИ ярмарки подлежит обложению НДС на общих основаниях независимо от источника финансирования, поскольку в соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Учитывая изложенное, денежные средства, выделенные Фонду из областного бюджета на проведение международной торговой ярмарки, подлежат обложению НДС у ГУЦНТИ. При этом сумма НДС, исчисленная ГУ ЦНТИ со стоимости выполненных работ, подлежит уплате в бюджет в порядке, установленном ст. 174 НК РФ.

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. По договору поручения, являясь поверенным, наша организация обязуется осуществить от имени и за счет доверителя (лечебного учреждения) поиск подрядчика, заключить от лица доверителя договор подряда на выполнение работ по диагностике и ремонту медоборудования. Доверитель обязан возместить поверенному понесенные издержки и уплатить ему вознаграждение.

Подрядчик — организация, применяющая общий режим налогообложения, выставляет счет нашей организации с выделенной суммой НДС. Нужно ли в счете, выставляемом нашей организацией доверителю, выделять НДС (с суммы издержек согласно счету поверенного) и не будет ли наша организация — в случае выделения НДС (с издержек) в нашем счете и в платежном поручении доверителя — обязана уплатить НДС в бюджет, хотя согласно договору подряда должна в полном объеме перечислить его подрядчику?

Счет-фактуру наша организация (поверенный) доверителю не выставляет, так как лечебное учреждение (доверитель)— бюджетная организация.

Как правильно оформить такую операцию с точки зрения документооборота? В каких документах необходимо выделить НДС и с каких сумм? (ООО «Стайер Медтехника», г. Ростов-на-Дону)

Согласно п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Это означает, что при реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг организация, применяющая УСН, НДС не исчисляет и в расчетных, первичных учетных документах сумму НДС отдельной строкой не выделяет.

Счета-фактуры при отгрузке товаров (работ, услуг) организацией, не являющейся плательщиком НДС, не выставляются.

В соответствии со ст. 971 «Договор поручения» ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Таким образом, по договору поручения поверенный может совершать юридические действия только от имени доверителя.

Следовательно, все счета подрядчик должен предъявлять непосредственно доверителю, минуя поверенного.

Перевыставление счетов подрядчика поверенным в адрес доверителя законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем следует отметить, что сообщить более подробный ответ по вашему вопросу не представляется возможным в связи с отсутствием документов, регулирующих правоотношения между доверителем, поверенным и подрядчиком.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения. В соответствии с Распоряжением Мин имущества от 03.10.2002 № 3833 примерная форма договора купли-продажи находящегося в госсобственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юрлицами, содержит следующий пункт: «2.6. Покупатель дополнительно оплачивает сумму налога на добавленную стоимость, предъявляемую продавцом в случаях, предусмотренных законодательством РФ».

Просим дать разъяснения по применению главы 21НК РФ при приватизации за плату земельных участков, являющихся госсобственностью и находящихся в распоряжении органов местного самоуправления, а именно о необходимости предъявления покупателю к уплате суммы налога на добавленную стоимость (г. Буденновск)

С 1 января 2005 года согласно подп. 6 п. 2 ст. 146 НКРФ операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения. Следовательно, при продаже земельных участков начиная с 1 января 2005года суммы НДС продавцом покупателю не предъявляются.

До 1 января 2005 года при реализации земельных участков необходимо было учитывать следующее. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, неподлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В соответствии со ст. 39 НК РФ в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Земельные участки согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу. В связи с этим операции по реализации земельных участков, в том числе выкупаемых в процессе приватизации земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не освобождены от обложения НДС.

Следовательно, операции по реализации земельных участков являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость и соответственно подлежат налогообложению по налоговой ставке 18%.

При этом следует учитывать, что плательщиком НДС является лицо, выступающее в договоре купли-продажи земли продавцом.

ООО «Завод Трехсосенский» в 2004 году построило хозспособом кафе-бар, в декабре 2004 года был ввод и начислен НДС, а с 1 января 2005 года кафе-бар является плательщиком ЕНВД. Сможет ли организация применить налоговые вычеты? (г. Димитровград, Ульяновская обл.)

В соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику при проведении капитального строительства, производятся по мере постановки на учет завершенного капитальным строительством объекта, с момента, указанного в абз. 2 п. 2ст. 259 НК РФ.

Таким образом, вычеты сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при строительстве кафе-бара, производятся с момента начисления налоговой амортизации согласно абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ, то есть начиная со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию (с января 2005 года).

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

В связи с тем что с 1 января 2005 года кафе-бар является плательщиком ЕНВД, правовые основания для применения налоговых вычетов по НДС у кафе-бара отсутствуют.