Между «законно» и «разумно» оказалась система госрегистрации в результате административной реформы

| статьи | печать

Только мы привыкли к работающей системе госрегистрации с налаженными механизмами и квалифицированными кадрами, как грянул гром административной реформы. Так, с 1 января 2005 года сделки необходимо регистрировать в новом юрлице — Росрегистрации. Что это значит для рядовых граждан? Очереди, талоны, возвращение «карточных времен», «спонсорской помощи» за ускорение процедур регистрации или «луч света в темном царстве»?

В последние несколько лет усилия законодателей были направлены на формирование рынка доступного жилья, эффективное развитие рынка недвижимости и защиту законных интересов юрлиц и граждан, снятие бюрократических барьеров, снижение издержек граждан при совершении сделок с объектами недвижимости, создание прозрачной и конкурентной среды в сфере строительства, развития системы ипотечного кредитования.

Важнейшая роль в этих процессах отводится созданию эффективной системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно такая система и была создана на основании ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ «О госрегистрации...»), вступившего в силу 1 января 1998 года.

Регистраторами был накоплен огромный практический опыт: создана информационная база данных, разработаны формы бланков, отработан механизм совершения регистрационных действий.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...», в соответствии с которым функции по государственной регистрации прав с 1 января 2005 года переданы в территориальные органы Росрегистрации. Также вступили в силу положения Налогового кодекса РФ в отношении установления сроков государственной регистрации и размера государственной пошлины за регистрационные действия.

Тарифы на регистрацию в соответствии с Кодексом значительно выросли и имеют фиксированное значение, не предусматривая возможности ведения дифференцированного подхода к стоимости срочной регистрации. Также ФЗ «О госрегистрации...» установил единый срок регистрационных действий независимо от вида — 1 месяц.

Наиболее острая проблема, которая напрямую коснется каждого гражданина,— сроки проведения государственной регистрации. Как показывает практика, месячный срок во многих случаях является достаточно длительным как для людей, решающих свои жилищные проблемы, так и для юридических лиц, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке недвижимости.

Кроме того, для отдельных видов регистрационных действий, не представляющих большой сложности (например, регистрация прекращения обременения), такой срок является необоснованно длинным.

Учитывая, что при надлежащей организации работы регистрационной службы государственная регистрация даже по самым сложным делам может быть проведена в сроки значительно меньше месяца, в интересах клиентов — урегулировать вопрос о сроках.

В регионах сложилась ситуация, когда работники регистрационной службы, используя свое служебное положение, сокращают срок проведения государственной регистрации за определенное вознаграждение.

Для большинства граждан срок регистрации может иметь принципиальное значение, особенно если речь идет о расселении коммуналок и продаже квартир при условии приобретения альтернативных. Объем таких сделок составляет более 60% от совершенных на вторичном рынке жилья.

Востребованность регистрации в ускоренные сроки составляет 70% от общего числа обращений граждан за регистрацией прав на недвижимость.

Увеличенные сроки регистрации негативно влияют и на развитие ипотечного и потребительского кредитования под залог недвижимости, социально важных программ по целевому жилищному субсидированию.

Насущной проблемой, существующей во всех региональных учреждениях Росрегистрации, являются огромные очереди.

Наличие таковых порождает многочисленные злоупотребления со стороны сотрудников службы, предлагающих ускорение регистрации за отдельное вознаграждение. Так, в Самаре упразднена живая очередь и создано юридическое лицо, принимающее документы на государственную регистрацию по предварительной записи.

Существуют также проблемы с нехваткой бланков регистрационных свидетельств. Например, в Уфимском территориальном филиале стоимость бланка из-под полы достигает 40 тыс. рублей, а неофициальные расценки за ускорение регистрации — 10 тыс. рублей с физического лица, 35 — 40 тыс. с юридического лица.

В большинстве случаев это мошеннические действия людей, которые используют сложившуюся ситуацию. Решение территориальных регистрирующих органов о снижении сроков государственной регистрации в большинстве случаев сняло бы проблему.

Необходимо полностью пересмотреть систему финансирования органов регистрации с целью создания возможностей ее развития.

Эффективная система госрегистрации прав на недвижимость невозможна без создания материальной базы и своевременного компьютерного оборудования для обеспечения оперативной и надежной работы.

Политика государства до настоящего времени строилась на предоставлении возможности государственным органам регистрации направлять часть заработанных денежных средств на систему развития своей материальной базы и технологий государственной регистрации.

В целях сохранения позитивного опыта, накопленного в системе госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней и развития рынка недвижимости России, необходимо внесение ряда изменений в действующее законодательство. В частности, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, в другие положения.