Налоговым органам обновили документы на арест

| статьи | печать

13 сентября вступил в силу приказ ФНС России от 28.07.2011 № ММВ-7-8/470@. Им утверждены формы документов, которые теперь должны использовать налоговые органы при аресте имущества налогоплательщиков.

Что новенького

Комментируемым приказом утверждены три новые формы:

  • постановление о наложении ареста на имущество;
  • протокол об аресте имущества;
  • постановление об отмене ареста на имущество.

Применять новые бланки налоговики обязаны с даты вступления приказа в силу — с 13 сентября 2011 г. Новые формы заменили прежние, которые были утверждены приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404. Необходимость в издании приказа обусловлена п. 4 ст. 31 НК РФ, в котором сказано, что в обязанности ФНС России входит утверждение форм и форматов документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, а также некоторыми новеллами законодательства.

Отличий от прежних бланков немного. Например, из списка долгов исключена задолженность во внебюджетные фонды. Это логично, поскольку с 2010 г. налоговики страховыми взносами не занимаются.

В постановлении об аресте уточнено, что этот документ оформляется в отношении налогоплательщиков-организаций. Уточнение связано с прямыми требованиями ст. 77 НК РФ, посвященной процедуре ареста. В пункте 1 указанной нормы прописано, что арестом признаются действия чиновников по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении ее имущества.

В постановление об аресте и протокол добавлены сноски, разъясняющие разницу между полным и частичным арестом. Так, полный арест предполагает ограничение прав организации в отношении ее имущества, когда она не может им распоряжаться, а владеть и пользоваться может, правда, с разрешения и под контролем налогового органа. Частичный арест заключается в том, что отсутствует запрет на право распоряжения. То есть и распоряжение, и владение, и пользование может осуществляться, но под контролем чиновников.

Уже год действует правило, согласно которому налоговики обязаны уведомить налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества. Срок на такое уведомление — максимум пять дней после даты принятия данного решения. Это положение было введено в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Ранее подобная обязанность у чиновников отсутствовала.

Новая норма нашла отражение в постановлении об отмене ареста. В прежней форме говорилось: «Решение довести до сведения заинтересованных лиц». В новой сказано: «Довести данное постановление до сведения налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — организации в срок не позднее пяти рабочих дней после его вынесения».

Не давайте поводов для подозрений

Арест возможен только с санкции прокурора (ст. 77 НК РФ). Причем проставляется она непосредственно на постановлении о наложении ареста — это шапка документа.

Напомним, что по своей природе арест имущества — способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов. Процедуре ареста должен предшествовать ряд действий налоговиков. Сначала налогоплательщику выставляют требование об уплате налога. Если оно не исполнено, то принимают решение о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств в банках. И только если на банковских счетах денег нет или их недостаточно, контролеры вправе принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Чтобы обеспечить сохранность этого имущества, его можно арестовать.

Но на практике налоговики торопятся ограничить плательщика в распоряжении имуществом, чтобы предотвратить его сокрытие или продажу, и зачастую выносят постановление об аресте до даты принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Это грубейшее нарушение (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2010 № А43-40192/2009).

Применять арест имущества в отношении всех налогоплательщиков подряд инспекторы не вправе. Есть четкие критерии, которые они должны учитывать. Эти критерии прописаны в п. 1 ст. 77 НК РФ и в Методических рекомендациях, утвержденных приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404.

Какие именно обстоятельства могут свидетельствовать о том, что плательщик примет меры по выводу имущества из «зоны доступа», также указано в Методических рекомендациях. Среди них «неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки». Однако на практике такого довода бывает недостаточно. Как следует из судебной практики, наличие только этого обстоятельства не говорит о том, что компания будет скрывать имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 № Ф04-1009/2008(685-А27-26) и от 07.11.2007 № Ф04-7749/2007(39902-А27-34)).

Обратите внимание: аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. То есть стоимость арестованного имущества должна быть равна сумме неуплаченного налога, указанной в постановлении. Ценность имущества при аресте определяется на основе его балансовой стоимости. Для отражения реальной (балансовой) стоимости имущества предусмотрена специальная графа в протоколе об аресте (в разделе, посвященном описи имущества). Отметим, что при наличии каких-либо замечаний по поводу описи или действий контролеров об этом нужно обязательно указать в специальных строках протокола.

Если балансовую стоимость установить невозможно, то цену определяет должностное лицо, производящее арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

При аресте должны присутствовать понятые. Причем работники инспекции (даже если они не должностные лица) таковыми не являются (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2010 № А75-6187/2009). Понятые в обязательном порядке наряду с лицами, производившими арест, специалистами и представителем организации подписывают протокол.

И последнее: за нарушение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, штраф составит 30 000 руб. (ст. 125 НК РФ).