Вступление в ВТО: ждем-с

| статьи | печать

С 14 по 18 февраля в Женеве пройдет очередной раунд многосторонних переговоров и заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Как показывают многочисленные опросы, ни бизнесмены, ни сенаторы, ни региональные власти не знают, о чем конкретно торгуются с ВТО представители МЭРТ. Неизвестность волнует бизнес-сообщество — до чего договорятся наши переговорщики и чем обернется для России присоединение к мировому торговому клубу?

Тарифные вопросы

Целью переговоров является определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей ТН ВЭД, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

В течение осени 2004 г. российская делегация провела серию переговоров с 20 странами—членами РГ, в том числе с Норвегией, США, Австралией, Япониией, Канадой, Бразилией, Таиландом, Мексикой, Индией, Швейцарией, Сингапуром, Тайванем, Венесуэлой, Малайзией, Болгарией, Филиппинами, Уругваем, Египтом, Кубой, Колумбией.

В настоящее время с партнерами согласовано около 90% тарифных позиций.

Позиции сторон расходятся на: ряд сельхозтоваров; авиатехнику; автомобили; мебель.

С 13 странами переговоры завершены и подписаны двусторонние протоколы, в том числе с Чили, Тайванем, Венесуэлой, Сингапуром, Южной Кореей, Китаем, Новой Зеландией, Израилем, ЕС, Оманом, Грузией, Молдавией. Парафированы протоколы с Парагваем и Таиландом.

Как заявляют в Минэкономразвития России, в рамках двусторонних договоренностей с ЕС начальный уровень связывания таможенных пошлин ни для одной ставки пошлины не ниже ныне действующей и в первый год после присоединения к ВТО ни одна из ставок не

уменьшится по сравнению с сегодняшним днем.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период.

Так, на период до 2009 г. включительно зафиксировано право России использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2—2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

Другим серьезным достижением эксперты считают завершение трехлетних двусторонних переговоров с Китаем (Протокол подписан 14 октября 2004 г.). Первоначальные требования состояли в том, чтобы по всем 3763 тарифным линиям запроса Россия уменьшила действующий тариф в 2—3 раза за 1—2 года. После взаимных уступок все позиции были согласованы. Договорились о том, что Россия не готова открыть рынок рабочей силы, но уступила в вопросах доступа на наш рынок китайского текстиля, одежды и обуви.

Переговоры по сельхозпроблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущих либерально настроенных экспортеров сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.

Данные переговоры носят крайне сложный характер. На одном из последних раундов консультаций в Женеве обсуждались вопросы уровня господдержки сельского хозяйства, а также порядок распределения тарифных квот на мясо. В консультациях участвовали Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина, Канада, Норвегия, Индия, Монголия, Китай, ЕС. В целом страны сохранили требования по расчету уровня господдержки на основе последних лет и высказали ряд замечаний по порядку администрирования тарифных квот на мясо.

Переговоры с Бразилией упираются в проблему установления квот на птицу и свинину. Бразилия не согласна с выбором расчетного периода (1999—2001 гг.), на основе которого устанавливались страновые квоты.

Последствия

По оценкам экспертов РСПП, принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Ожидается, что изменение тарифа не окажет существенного влияния на развитие промышленности в целом. Величины роста объема промышленного производства в период до 2010 г. при различных вариантах развития событий крайне близки.

С учетом изменения показателей производства специалисты выделяют пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок, — мясомолочная, химикофармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение.

Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Доля их продукции в российском экспорте снизилась до 1%,

а в мировом — до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами.

Эффект вступления в ВТО варьируется в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами госстимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

Российский АПК, например, развивается в условиях минимальной поддержки.

Объем господдержки за 10 лет сократился более чем в 40 раз. Таким образом, считают эксперты, речь идет об обеспечении равных условий конкуренции, а не о дальнейшей либерализации сельхозпроизводства.

Изменения импортного тарифа с разной степенью влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке. То есть чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа.

Вовлеченность отдельных регионов России во внешнеторговые связи крайне не-

равномерна. Присоединение к ВТО наиболее ощутимо коснется импортозависимых

субъектов РФ. По отношению к объему потребительского рынка у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов — 10%.

В части экспорта, считают эксперты, присоединение к ВТО не приведет к его взрывному росту. Однако от улучшения внешних условий торговли могут выиграть экспортоориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции.

Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что значительная их часть все еще не готова работать в конкурентной среде.

Рынок услуг

В конце 2004 г. Российская делегация провела серию переговоров по услугам с 14 странами — членами РГ: Норвегией, Канадой, Мексикой, Панамой, Южной Кореей, Венесуэлой, Японией, Австралией, Таиландом, Сингапуром, Китаем, Индией, Швейцарией, Новой Зеландией. Переговоры завершены более чем с 10

странами из них.

Примерно с 10 странами — находятся на завершающей стадии. Наиболее остро они идут по «чувствительным» секторам (финансовые, транспортные и телекоммуникационные), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО.

Подписаны протоколы о завершении переговоров с Киргизией, Венгрией, Грузией, ЕС, Китаем (октябрь 2004 г.), Чили, Тайванем, Сингапуром, Новой Зеландией, Южной Кореей, Венесуэлой.

Парафирован протокол с Таиландом (ноябрь 2004 г.).

Достигнутые договоренности с ЕС оставляют России возможность применять различные ограничения по доступу на рынок в более чем 100 из 150 секторов сферы услуг.

На завершающей стадии переговоров с Китаем оставалось три нерешенных вопроса — расширение доступа на российский рынок китайских автоперевозчиков, согласие России на учреждение совместных российско-китайских высших учебных заведений, а также либерализация доступа на российский рынок китайских поставщиков «энергетических» услуг. Все вопросы решены на основе позиции российской стороны.

Последствия

В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано с тем, что

торговля услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.

При общем низком уровне развития сектора услуг приток инокапитала и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать стимулирующее воздействие.

Потенциальная опасность, связанная с возможностью вытеснения с рынка банковских услуг российского капитала, по мнению экспертов РСПП, представляется преувеличенной. В целом роль иностранного капитала в банковском секторе России

остается незначительной и пока имеет тенденцию к снижению.

Завершающий этап

Двусторонние дискуссии о доступе на национальные рынки товаров и услуг проходят с Швейцарией, Индией, Турцией, Гватемалой, Боливией, Перу и Эквадором. В середине января 2005 г. завершились переговоры по доступу на отечественный товарный рынок с

одним из самых принципиальных партнеров и одной из самых влиятельных стран ВТО — Японией. Переговоры по услугам, по мнению экспертов, завершатся через полтора-два месяца.

Осталось еще 15 стран, с которыми переговоры находятся на разных стадиях. В их числе — США, Канада, Австралия, Мексика.

США и Канада настаивают на открытии российского рынка страхования и банковского сектора. Заинтересованы в экспорте в нашу страну своих самолетов. Австралия — в поставках сельхозпродукции и сокращении господдержки этой отрасли.

Переговоры со всеми членами ВТО могут быть завершены до конца этого года, а в 2006 г. наша страна, возможно, уже получит членство в организации.

Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях, не раз подчеркивало руководство МЭРТ. Потенциальные обязательства по всем параметрам, заверяли главные российские переговорщики, будут основываться на реальном положении в экономике России и перспективах ее развития и должны будут обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Очень хочется в это верить!

Мнение экспертов

Г. Горбунов,

председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике:

— Вступление России в ВТО окажется гибельным для аграрного сектора страны, в то

время как МЭРТ уверяет, что наше сельское хозяйство окажется в плюсе. Столь скорое достижение цели сегодня не в интересах России. Для того чтобы стать членом ВТО, нам придется зафиксировать господдержку сельского хозяйства на сегодняшнем уровне, который ниже, чем в Австралии, в 120 раз ниже, чем в США, и на 3 порядка ниже, чем в ЕС. Мы можем оказаться в условиях, когда государство не будет иметь возможности обеспечить равноконкурентную экономическую среду для наших товаропроизводителей. Сейчас государство выделяет российским аграриям примерно 6 млрд руб. в год. Для поддержки сельхозпроизводителя на уровне, сопоставимом с США, нам нужно дотировать АПК примерно в размере 12—13 млрд долларов в год.

Т. Пучкова,

председатель Правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации:

— Наша ассоциация в настоящий момент не может оценить последствия вступления России в ВТО для парфюмерно-косметической отрасли. Причина этого — отсутствие метода подобных расчетов и достаточного количества объективных статистических данных по отрасли. В целом же можно сказать, что при всем положительном, что получит страна при вступлении в ВТО, отечественные предприятия среднего и малого бизнеса парфюмерно-косметической отрасли могут просто не успеть этим воспользоваться. К сожалению, в России отсутствует государственная программа содействия предприятиям в период перехода экономики к условиям ВТО. А без нее, без государственной поддержки смогут выжить немногие производители.

А. Дмитриевский,

академик, директор Института проблем нефти и газа РАН:

— Нельзя забывать, что после вступления в ВТО все предприятия должны будут работать только по своим запатентованным технологиям или платить немалые суммы обладателям

патента в других странах. То, что западные компании готовятся к патентной атаке на Россию, — это факт. В прошлом году некоторые компании заработали на подобных судебных исках больше, чем произвели продукции.

Что нельзя делать после присоединения к ВТО

  • Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО.
  • Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, применение технических барьеров, стандартов и пр.
  • Применять количественные ограничения, за исключением случаев специальных защитных мер; максимальные или минимальные обязательные цены (энерготовары).
  • Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.
  • Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор).
  • Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор).
  • Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС).
  • Предоставлять привилегии госпредприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энерготовары).
  • Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам; по капитальным операциям, если таковое ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС).
  • Ухудшать установленные соглашениями условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг.
  • Другое.

Цифры и факты

58 стран-членов (ЕС — 25 как один) входят в состав Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО.

Свыше 50 членов ВТО вовлечены в переговоры по тарифным вопросам в различной степени.

Около 30 членов ВТО вовлечены в переговоры по доступу на рынок услуг.

По итогам этих переговоров должны быть подписаны соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Экспорт и импорт России в 2003 году в распределении по федеральным округам

Федеральные округа

Экспорт

Импорт

млн дол.

в % к итогу

млн дол.

в % к итогу

Центральный

40466,6

32,1

28735,5

54,9

Северо-Западный

11709,8

9,3

10592,3

20,2

Южный

5390,3

4,3

2690,4

5,1

Приволжский

20544,3

16,3

3550,7

6,8

Уральский

29656,7

23,6

2552,9

4,9

Сибирский

13281,6

10,6

2382,5

4,5

Дальневосточный

4418,4

3,5

1792,1

3,4

Неопределенный

423,0

0,3

68,2

0,1

Итого

12890,6

100,0

52364,5

100,0

Экспорт двух групп федеральных округов: «внутренних» и «внешних» в 2003 г. (в % к итогу)

Российская Федерация 100,0

В том числе:

«Внутренние» федеральные округа (Центральный, Уральский, Приволжский, Сибирский) 82,9

«Внешние» федеральные округа (Северо-Западный, Южный, Дальневосточный) 17,1

Споры в ВТО между США и ЕС

Заявитель — ответчик

Основные жалобы

США — ЕС

импортные пошлины на зерновые

США — ЕС

меры, касающиеся мяса и мясопродуктов с гормонами

ЕС — США

увеличение пошлин на продукцию из ЕС

США — ЕС

тарифная классификация некоторых видов информационных материалов

ЕС — США

антидемпинговые меры, касающиеся импорта карбамида

ЕС — США

меры, касающиеся текстильной продукции и одежды

ЕС — США

меры, касающиеся государственных закупок

ЕС — США

меры, касающиеся импорта некоторых видов продукции из мяса птицы