Три спорных момента при выплате дивидендов

| статьи | печать

Дивиденды как способ распределения прибыли организации в пользу ее владельцев постепенно приобретают все большую популярность среди среднего и малого бизнеса. Это и понятно: налоговое законодательство весьма лояльно к такой форме перераспределения доходов — дивиденды значительно выгоднее заработной платы, премий и матпомощи, но и значительно сложнее в учете. Остановимся на трех важных моментах, которые нужно знать бухгалтеру организации, выплачивающей дивиденды.

Зарплату не заменят

Начнем с вопроса, касающегося периодичности выплаты дивидендов. Дело в том, что льготный порядок налогообложения дивидендов прямо-таки соблазняет руководство использовать данные выплаты в качестве зарплаты. Действительно, отсутствие взносов в фонды вкупе с пониженной ставкой НДФЛ делают дивиденды выгодными, несмотря на то что сами эти суммы в расходах не учитываются.

Однако, переводя оплату труда топ-менеджеров на дивидендный принцип, нужно помнить, что законодательство позволяет выплачивать дивиденды не чаще чем раз в квартал. Проще говоря, законно начислять дивиденды ежемесячно не получится. Связано это с достаточно жесткими формулировками законодательства.

Так, согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» акционерные общества вправе выплачивать дивиденды как по итогам года, так и по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев текущего года. Аналогичное положение, касающееся распределения прибыли в обществах с ограниченной ответственностью, содержится в п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В названной норме тоже говорится о возможности распределять прибыль поквартально. Делать это чаще законодательство не позволяет.

Не поможет и оговорка о том, что срок и порядок выплаты дивидендов (распределенной прибыли) определяется самим обществом (присутствует в обеих упомянутых статьях). Казалось бы, эта норма дает возможность «назначать» дивиденды ежеквартально, а выплачивать их ежемесячно, закрепив такой «порядок выплаты» в уставе или решении общего собрания общества. Но законодатель такой вариант прямо запретил, установив, что срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об их выплате (п. 4 ст. 42 Закона «Об акционерных обществах» и п. 3 ст. 28 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Так что полностью заменить зарплату дивидендами не получится. А вот перевести в такие выплаты, например, квартальные, полугодовые и годовые премии вполне возможно.

Что касается возможных последствий нарушения упомянутых правил распределения прибыли, с одной стороны, такие нарушения не сулят организации ничего страшного, особенно если речь идет о юридических лицах, полностью подконтрольных руководству: обжаловать незаконное решение о ежемесячной выплате дивидендов будет просто некому, так как независимых акционеров нет.

Однако сам факт подобного нарушения наверняка привлечет внимание налоговых инспекторов. С точки зрения Налогового кодекса такие «дивиденды» будут квалифицированы в выплаты, связанные с оплатой труда. А значит, организации придется заплатить пени, штрафы и пересдать отчетность. В итоге вся экономия, достигнутая при замене зарплаты на дивиденды, будет потеряна.

Когда считать налог

Но вернемся непосредственно к дивидендам. Помимо физических лиц получателями дивидендов могут быть и компании. Данный способ перераспределения доходов между взаимосвязанными организациями тоже приобретает все большую распростра-
ненность. Ведь он не только законен, но и выгоден с точки зрения налогообложения.

Напомним, что при выплате дивидендов юридическим лицам организация, выплачивающая дивиденды, признается налоговым агентом и должна удержать налог на прибыль, сумма которого рассчитывается по формуле, учитывающей в том числе и размер дивидендов, полученных самой организацией.

Для налогового агента актуален вопрос о моменте определения налоговой базы по дивидендам. Сложности возникают в связи с тем, что между датой принятия решения о начислении дивидендов (или распределении прибыли ООО) и датой их фактической выплаты, как мы уже выяснили, может пройти до двух месяцев. Причем на вполне законном основании.

К сожалению, налоговое законодательство не конкретизирует момент, когда организация, распределяющая прибыль, должна зафиксировать налоговую базу по дивидендам. Скорее всего законодатель подразумевал, что решение этого вопроса должно быть очевидно: раз речь в НК РФ идет о выплате дивидендов, налоговая база должна формироваться в периоде такой выплаты. Но на практике налоговики решают этот вопрос иначе (и как это обычно бывает, в пользу бюджета).

По мнению фискальных органов, налоговую базу по дивидендам следует определять на дату распределения доходов от долевого участия, то есть на дату принятия соответствующего решения общим собранием участников. А факт выплаты дивидендов никак не влияет на порядок определения налоговой базы. Хотя налоговики и признают, что от даты выплаты дивидендов зависит дата представления налоговой декларации. Такой подход приводит к тому, что суммы дивидендов, полученные самой организацией после даты распределения дивидендов, но до их выплаты (то есть за те самые законные два месяца), в расчете налоговой базы участвовать не будут. А это, как нетрудно догадаться, приведет к увеличению суммы налога. Таким образом, перенос момента определения налоговой базы на дату принятия решения о выплате дивидендов крайне невыгоден налогоплательщику.

Неудивительно, что этот вопрос неоднократно становился предметом рассмотрения в судах. И суды принимали сторону налогоплательщиков. Арбитры опирались на п. 4 ст. 287 Налогового кодекса, согласно которому налог, который организация, выплачивающая дивиденды, удержала с доходов получателей дивидендов, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты. Из этого правила судьи делают вывод о том, что налоговая база по дивидендам определяется именно на дату фактической выплаты дивидендов, а не на дату их распределения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2008 № Ф04-1693/2008 (1947-А27-15) по делу № А27-6404/2007-6).

Поддержал данный вывод и Высший арбитражный суд (Определение от 12.08.2008 № 9783/08 по делу № А27-6404/2007-6). Судьи, которые рассматривали заявление инспекции, указали, что налогоплательщик правомерно при исчислении налоговой базы уменьшил сумму дивидендов, начисленных к распределению между акционерами на сумму дивидендов, полученную им самим на дату выплаты этих дивидендов. Проще говоря, ВАС РФ признал тот факт, что налоговая база по дивидендам определяется на дату их реальной выплаты.

Попутно заметим, что доводы налоговых органов о более ранней дате определения налоговой базы, которые они приводят в подобных спорах, не основаны на нормах Налогового кодекса. Другими словами, инспекторы в обоснование своих требований напрямую не ссылаются ни на одну норму НК РФ. Поэтому их позиция достаточно просто оспаривается в суде и бояться таких споров не стоит (тем более что по этому вопросу есть четкая позиция ВАС РФ).

Куда списать попутные расходы

Итак, с налогообложением дивидендов мы разобрались. Однако на этом перечень сложностей не исчерпывается: много вопросов вызывают правила учета расходов, которые организация несет в связи с выплатой дивидендов. Это расходы на оплату банковских комиссий при перечислении/обналичивании средств, уведомления акционерам и т.п. При значительных суммах дивидендов или количестве акционеров сопутствующие расходы могут быть весьма значительными. Поэтому актуален и вопрос о возможности их учета при налогообложении.

Излишне напоминать, что налоговики против включения названных затрат в расходную часть налоговой базы (см., например, письмо Минфина России от 22.09.2005 № 03-03-04/1/222). Такой подход основывается на том, что сами дивиденды выплачиваются за счет нераспределенной прибыли и в расходах соответственно не учитываются (п. 1 ст. 270 НК РФ). А раз так, то любые расходы, связанные с выплатой дивидендов, не должны учитываться при налогообложении. Если, конечно, они прямо не названы в качестве таковых в Налоговом кодексе.

Есть у налоговых инспекторов и еще один аргумент против учета сопутствующих расходов при налогообложении: такие расходы не соответствуют определению расхода, данному в ст. 252 НК РФ, поскольку непосредственно не связаны с производством.

Однако, как мы уже упоминали, суммы сопутствующих расходов зачастую получаются немаленькими и налогоплательщики готовы за них поспорить. В судебной практике можно найти результаты рассмотрения подобных споров. И они неутешительны для налоговиков. Так, суды предпочитают рассматривать каждый расход, сопутствующий выплате дивидендов, отдельно, а не в совокупности, как это делают инспекторы. При таком подходе для большинства сопутствующих расходов находится законное основание для учета при налогообложении прибыли.

Например, расходы на рассылку уведомлений акционерам и перечисление им денег путем почтовых переводов суды предлагают учесть на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ — как расходы на почтовые услуги. Ведь никаких ограничений по связи этих расходов с дивидендами данная статья не содержит. Аналогично предлагается поступать и с банковскими комиссиями, для которых также есть отдельная норма — подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ. В нем тоже нет ограничений по учету данных расходов в связи с выплатой дивидендов.

Не находит поддержки у судей и общий аргумент о том, что сопутствующие расходы подпадают под п. 1 ст. 270 НК РФ, поскольку связаны с дивидендами, которые выплачиваются за счет чистой прибыли. Такая аналогия, по мнению судей, неправомерна ввиду разной экономической сущности данных выплат, одна из которых является доходом, а другая расходом. Более того, несмотря на то что сами дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, их выплата является обязанностью общества (постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2006 по делу № А55-4964/05-6).

Разбиваются в судах и аргументы налоговиков о том, что расходы, связанные с выплатой дивидендов, не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, поскольку не связаны с производственной деятельностью налогоплательщика. Арбитры исходят из того, что выплата дивидендов — обязанность общества, и поэтому связывают такую выплату с деятельностью, направленной на извлечение прибыли. То есть сопутствующие расходы вполне отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса (постановление ФАС Поволжского округа от 17.10.2006 по делу № А55-1252/2006).