Бизнесмен, получил валюту — заплати налоги!

| статьи | печать

Индивидуальные предприниматели могут использовать денежные средства, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, как на развитие своего дела, так и на личные нужды. Причем это касается не только рублей, но и иностранной валюты. В письме от 31.05.2011 № 03­11­11/142 Минфин России ответил на вопрос, можно ли вывести из­под обложения налогом, уплачиваемым при «упрощенке», курсовые разницы по той части валюты, которую предприниматель планирует расходовать в личных целях.

 

В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Предприниматель, применяющий УСН, осуществляет внешнеторговую деятельность и получает денежное вознаграждение в иностранной валюте. Часть валюты он переводит на личные валютные счета. Они открыты для целей, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Надо полагать, предприниматель надеялся, что финансисты разрешат ему не учитывать в доходах положительные курсовые разницы по той части валюты, которая направляется не на развитие бизнеса, а на личные нужды.

Не тут­то было. По мнению Минфина России, предприниматель полученную валюту должен пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ и отра­зить в учете выручку и возникшие курсовые разницы до того, как валюта будет переведена на личный счет предпринимателя. И сделать это нужно по правилам, установленным в п. 8 ст. 271 НК РФ.

Такая позиция аргументирована тем, что «упрощенцы» учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). К внереализационным доходам относятся положительные курсовые разницы, возникшие вследствие отклонения курса продажи (покупки) валюты от официального курса Банка России (п. 2 ст. 250 НК РФ), а также при переоценке валютных ценностей (п. 11 ст. 250 НК РФ). Плательщики УСН учитывают доходы и расходы кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ). Однако порядок определения доходов и расходов при кассовом методе, закрепленный в ст. 273 НК РФ, не регламентирует учет курсовых разниц. Поэтому финансисты, заботясь о полноте учета компаниями валютных доходов, рекомендуют «упрощенцам» учитывать курсовые разницы в порядке, предусмотренном в п. 8 ст. 271 НК РФ. Аналогичное мнение Минфин России высказывал и ранее (например, письмо от 16.02.2011 № 03­11­06/2/24).

На наш взгляд, подход финансистов к порядку отражения при «упрощенке» курсовых разниц спорный. Ведь доходы по «упрощенке» признаются на момент поступления денежных средств на банковский счет или в кассу, получения иного имущества или погашения задолженности иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Доходы в валюте учитываются в совокупности с доходами в рублях и пересчитываются по официальному курсу Банка России на дату их получения (п. 3 ст. 346.18 НК РФ). То есть пересчет валютных доходов в рублевые и отражение в учете производятся в момент их фактического получения. А при переоценке валюты при методе начисления никаких фактических поступлений у «упрощенца» нет. Возможно, поэтому глава 26.2 и ст. 273 НК РФ не содержат положений о порядке признания доходов и расходов в виде положительных и отрицательных курсовых разниц, и учитывать их «упрощенцам» не следует.