Рост вопреки катаклизмам и бюрократии

| статьи | печать

Производство продуктов питания — один из немногих секторов российской экономики, сохранивший положительные темпы роста в период кризиса и продолжающий наращивать выпуск продукции сегодня. Топ-менеджеры компаний отрасли уверенно прогнозируют дальнейший рост собственного бизнеса, несмотря на погодные аномалии и ошибки госрегулирования.

Товарооборот продуктов питания, составлявший, по данным Росстата, почти 6,5 трлн руб. в предкризисном 2008 г., вырос до 7,1 трлн руб. в 2009-м, а в прошлом году перешагнул планку в 8 трлн руб. На удивление устойчивые темпы роста по сравнению с рядом отраслей промышленности, производство которых просело во время кризиса почти на треть.

Существенным фактором, повлиявшим на динамику пищепрома в прошлом и нынешнем годах, стала аномальная засуха в 43 регионах страны. Сельскохозяйственные культуры погибли на площади более 13 млн га (около 30% площади посевов зерновых культур в стране). Подтвержденный прямой ущерб превысил 41,7 млрд руб.

Но своеобразной палочкой-выручалочкой для отрасли стала инфляция, ответственность за которую частично ложится на экстремальные погодные условия, а частично — на динамику мирового рынка продовольственных товаров. В целом, по данным Минэкономразвития, цены на продовольственные товары выросли в прошлом году на 23,6%, тогда как в 2009 г. они снизились на 1,8%. Причем в текущем году ценовое ралли продолжается, и независимые аналитики сомневаются в реальности озвученного экономическим ведомством целевого показателя инфляции 7%.

Еще одним фактором, сработавшим на подъем отрасли, стали прямые иностранные инвестиции. Их общая сумма, по данным Банка России, в 2010 г. составила 37 млрд долл. (годом ранее — 36,8 млрд долл.). В нынешнем году ожидается увеличение притока иностранных инвестиций, по оценкам экспертов, на 20—30%.

Среди иностранных компаний, заявивших о дополнительных инвестициях в российский рынок пищевой промышленности либо активно их осуществляющих, можно назвать Nestle, Heinz, Unilever, Danone, Kraft, Lotte Confectionery, Mars, Kellogg, Cargill, Coca-Cola, PepsiCo и др.

Мясо и напитки доминируют

По результатам исследования компании Ernst & Young, в структуре рынка пищевой продукции преобладают мясные продукты, птица (20,6%) и напитки (16%). На муку и злаковые приходится порядка 8,2%, на сахар и кондитерские изделия — 8, фрукты и овощи — 7, молочные продукты — 6,8, рыба — 3,9, жиры и масла — 3,5, табак — 2,9, чай и кофе — 1%. На остальные продукты питания — 22%.

Производство свинины и мяса птицы по результатам 2010 г. возросло, но упал выпуск говядины. Ситуация в птицеводческой отрасли в прошлом году осложнилась из-за отмены с 1 октября запрета на импорт дешевой американской курятины, а также в связи с засухой, отрицательно сказавшейся на стоимости кормов (до 70% себестоимости). Выход из ситуации производители видят в снижении затрат путем совершенствования логистики и расширения зон присутствия продукции, а также в дополнительных целевых субсидиях государства на корма.

Птицеводческая отрасль сегодня является наиболее консолидированной и охватывает порядка 600 производителей. Выпуск говядины и свинины в основном фрагментарен. Импорт мяса представлен рядом компаний, получивших государственные квоты.

Объем российского рынка молочных продуктов, по оценкам аналитиков, колеблется на уровне 16—17 млрд долл. и ежегодно растет на 7—9% в стоимостном выражении. В 2010 г. размер российского рынка соковой продукции оценивался в 6 млрд долл. (прирост относительно 2009 г. 2,9% в стоимостном выражении) и характеризовался высокой степенью концентрации. Ведущие игроки на рынке — международные компании PepsiCo и Coca-Cola. На их долю приходится почти 85% рынка.

Оптимистичные перспективы

Под влиянием экономического кризиса изменились предпочтения покупателей, что отразилось на работе компаний пищевой промышленности. Почти половина участников (47%) исследования компании Ernst & Young отметила, что спрос покупателей в таких сегментах, как производство алкогольных напитков, соусов, приправ и консервов, сместился в сторону более экономичной продукции из-за снижения уровня реальных доходов населения. В то же время, по мнению 43% респондентов, потребители стали делать более осознанный выбор и приобретать наиболее качественные и полезные для здоровья продукты. Данные изменения затронули производителей молочных, мясных, рыбных продуктов и кондитерских изделий.

В качестве самого неблагоприятного фактора, повлиявшего на отрасль в прошлом году, 68% респондентов называют рост цен на сырье и материалы из-за сильной засухи. Вторым по значимости негативным фактором 55% респондентов считают существенное влияние торговых сетей. На российском рынке в 2010 г. было проведено несколько сделок по приобретению крупными сетями более мелких конкурентов, что привело к еще большей консолидации отрасли и усилению давления сетей на производителей. 35% участников опроса отмечают, что нехватка квалифицированного персонала препятствует развитию бизнеса компаний. Невысокий уровень заработной платы и непрестижность работы приводят к дефициту кадров.

Принятый в 2010 г. Закон о торговле вызвал у респондентов противоречивые мнения. Хотя компании, выпускающие продукты питания, надеялись на улучшение условий работы с торговлей, 76% предприятий пищевой отрасли отметили, что отношения между производителями и розничными сетями по сути не изменились. Одним из значительных нововведений в госрегулировании торговли стало ограничение производителей в осуществлении выплат бонусов покупателю сверх 10% от цены товаров. Однако на практике после принятия Закона о торговле 81% респондентов были вынуждены искать альтернативу бонусам, ранее предоставлявшимся сетям, в виде оплаты их дополнительных услуг, связанных, например, с маркетинговым продвижением товаров в магазинах.

Большинство компаний (67%), участвовавших в опросе, экспортируют свою продукцию в страны СНГ или за их пределы. Только 33% участников исследования ответили, что не экспортируют собственную продукцию. Среди них преобладают компании по производству мяса и рыбной продукции.

Подавляющая часть (96%) респондентов отметили повышение операционной эффективности в качестве приоритетной задачи на 2011 г. В числе основных задач участники опроса выделили также диверсификацию бизнеса и выход на новые рынки, что должно способствовать снижению зависимости от текущей ситуации.

Более 70% участников исследования заявили о намерении осуществить экспансию в регионы Центрального федерального округа. Так, по данным рейтинга Forbes «30 лучших городов для бизнеса», на города ЦФО приходится 17% от их общего числа.

Для 57% компаний рынок Северо-Западного федерального округа второй по приоритетности. Далее Южный и Уральский федеральные округа, на которые приходится 50 и 43% соответственно.

Для 57% участников опроса макроэкономические показатели региона являются определяющими при выборе географического направления дальнейшей экспансии. Для производителей мясной и молочной продукции (48%) главный фактор при выходе на новый географический рынок — близость к региону местонахождения компании.

Топ-менеджеры компаний отрасли настроены оптимистично в отношении перспектив развития основных сегментов пищепрома, а некоторые из них ожидают двухзначных темпов роста на фоне восстановления потребительского спроса. Их позитивный настрой подкреплен тем, что участники рынка ожидают положительных результатов от вступления России во Всемирную торговую организацию. Более 70% респондентов отметили ряд положительных для отрасли изменений, которые должны последовать за вступлением нашей страны в ВТО. В их числе — снижение таможенных пошлин, повышение прозрачности таможенного регулирования и администрирования.