Квотирование вне закона

| статьи | печать

Часть 4 ст. 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающая внесение работодателями обязательной платы ежемесячно в бюджеты субъектов РФ за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Однако в некоторых регионах нормативные документы, регулирующие порядок такой обязательной платы, продолжали действовать. Так, например, это случилось в г. Москве. Установленная Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов была признана незаконной Определением ВС РФ от 10.08.2005 № 5-ГО5-45.

Судьи ВС РФ посчитали, что плата за квотирование фактически стала установленным московскими властями дополнительным налогом. Правда, положения Закона г. Москвы, определяющие порядок уплаты компенсации признаны незаконными только с 10.08.2005 (то есть с даты вступления судебного акта в законную силу).

В период действия Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ плата за квотирование включалась в состав расходов как «другие расходы, связанные с производством и реализацией» (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку такие платежи являлись документально подтвержденными и обоснованными, так как были установлены действующим законодательством.

Могут ли организации в регионах, а также московские организации за период с 01.01.2005 до 10.08.2005 продолжать относить к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, плату за квотирование там, где она до сих пор не отменена?

Неутешительный ответ на этот вопрос дал Минфин РФ в своем Письме от 24.03.2006 № 03-03-04/1/274. В нем он сообщил, что согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Таким образом, учитывая, что ч. 4 ст. 21 Закона № 181-ФЗ с 1 января 2005 года признана утратившей силу, для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнить условия квотирования, в том числе и для москвичей за период с 01.01.2005 по 10.08.2005, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.