ОСК торгуется с Межпромбанком

| статьи | печать

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) решило отложить сделку по покупке Северной верфи и Балтийского завода у Межпромбанка, которая должна была быть закрыта 20 июня. Стороны не смогли достичь консенсуса по стоимости этих активов. Межпромбанк, который рассчитывал с помощью этой сделки решить проблемы с долгами, оценивает выставленные на продажу судостроительные предприятия на уровне 88,9 млрд руб. ОСК считает эту сумму сильно завышенной и предлагает за активы 23 млрд руб. Скорее всего переговоры продолжатся — судостроительные активы необходимы ОСК для реализации стратегии развития компании.

О том, что стороны расходятся в оценке стоимости активов, 19 июня в ходе Петербургского экономического форума заявил вицепремьер РФ председатель совета директоров ОСК Игорь Сечин. В понедельник, 21 июня, пресс­секретарь ОСК Дмитрий Рябов сообщил РБК, что корпорация отказывается от сделки по покупке у Межпромбанка 72,2% акций Северной верфи, 88% акций Балтийского завода и КБ «Айсберг». Основание для отказа — «в разы завышенная стоимость продаваемых активов». «Стоимость сделки должна определяться не объемом требуемых к погашению долгов Межпромбанка, а складываться из реальной стоимости активов», — подчеркнули в пресс­службе ОСК.

В ответ Дмитрий Мороченко, пресс­секретарь ОАО «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК), управляющего верфями, сообщил, что переговоры ведутся на уровне главы совета директоров ОСК, вицепремьера И. Сечина и владельца Межпромбанка Сергея Пугачева. В ОПК подчеркнули, что никаких решений об отмене сделки не принималось и на ближайшее время запланированы очередные переговоры.

Деньги Межпромбанку нужны, чтобы погасить перед Центробанком задолженность в 32 млрд руб. по беззалоговым кредитам. Кроме того, 200 млн евро банк должен держателям еврооблигаций.

По прогнозам экспертов, стороны продолжат переговоры: Межпромбанк нуждается в деньгах, ОСК в судостроительных активах для дальнейшего развития. Северная верфь является ключевым российским экспортером военных кораблей, а Балтийский завод строит плавучие атомные станции для «Росатома». Разговоры, что данные активы должны войти в корпорацию, призванную переломить кризисную ситуацию в судостроении, ведутся с момента ее создания в 2007 г.

Планы и реалии

9 июня на встрече с гендиректором ОСК Романом Троценко Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что подписал указ о развитии корпорации. По словам руководителя предприятия, подписание этого документа завершит процесс формирования ОСК. О планах корпорации можно судить по стратегии ее развития, которую Р. Троценко представил в конце мая текущего года.

Организационно ОСК разделена на Западный центр судостроения (СанктПетербург), Северный центр судостроения (Северодвинск) и Дальневосточный центр судостроения (Владивосток). Согласно стратегии, представленной компанией, северный центр сохранит свою роль в строительстве и ремонте атомных подводных лодок для ВМФ, а также будет специализироваться на создании средств освоения континентального шельфа. Западный центр сконцентрируется на транспортных судах, в том числе ледового класса. Дальневосточный займется гражданскими судами и средствами освоения шельфа.

За 20 лет ОСК рассчитывает построить более 1000 судов — такую планку поставил премьер­министр Владимир Путин в 2009 г. По его словам, 265 судов будет построено для рыбохозяйственных нужд, 791 судно — для развития транспортной системы России. Объем инвестиций, необходимых для возрождения гражданского судостроения, не считая стоимости строительства новых верфей, оценивается в 300 млрд руб. Однако в 2008 г. в уставный капитал ОСК было направлено из бюджета всего 1,8 млрд руб., в 2009 г. — еще 2,5 млрд руб., в 2010м поступит 4 млрд руб. Этих денег, по оценкам специалистов, не хватит даже на модернизацию инфраструктуры судостроения.

По мнению руководителя корпорации, сначала надо решить главную задачу: повысить загрузку судостроительных предприятий до 70%. Сегодня судостроительные мощности загружены в лучшем случае на 50%. ОСК ждет заказы от российских судовладельцев, которые пока предпочитают строить новые суда на зарубежных верфях, в частности Китая, Южной Кореи, Японии. Так, в 2009 г. Россия, по данным Российского судостроительного центра, построила гражданские суда суммарным дедвейтом 1 млн т, а Южная Корея — более 85 млн т. Российские судовладельцы ежегодно размещают на зарубежных верфях (преимущественно в Корее и Китае) заказы на сумму более 1 млрд долл. ежегодно. По данным Минпромторга, 94,4% построенных российскими судовладельцами за последние десять лет судов — продукция зарубежных верфей. При этом средний возраст судов под отечественным флагом, по данным Минпромторга, превысил 20 лет. Такого старого гражданского флота в других морских державах нет.

По словам замгендиректора ОСК по гражданскому судостроению Дмитрия Мироненкова, появлению новых заказчиков должны способствовать строительство новых и модернизация существующих верфей. На эти цели ОСК в 2010 г. планирует направить не менее 30 млрд руб. Например, на точечную модернизацию планируется затратить 15—20 млрд руб. «Наша целевая задача — достичь себестоимости не хуже, чем в Южной Корее», — отметил Д. Мироненков. Кроме того, в строительство двух новых верфей на Дальнем Востоке (в городе Большой Камень и бухте Чажма) будет вложено 35 млрд руб. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2012 г. Финансирование будет происходить из средств госбюджета.

«Наша ниша, в которой мы должны быть конкурентоспособными, — производство судов ледового класса, — говорит Д. Мироненков. — Сегодня мы также понимаем, что выйти на мировой рынок со своей продукцией невозможно. Поэтому мы сознательно сфокусировались на российских потребителях — „Газпроме“, „Роснефти“, „Совкомфлоте“».

Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что конкурировать российские верфи могут только в классе сложных судов ледового класса. «Но по всей линейке ледового класса мы никогда не будем конкурентоспособными по сравнению с азиатскими производителями, которые могут строить суда дешевле и быстрее, чем в России», — опасается он.

Сама ОСК намерена снизить стоимость строительства судов за счет создания единого центра разработок, в который планирует привлекать и иностранных партнеров. Намечено и создание объединенного центра закупок комплектующих. Но дело в том, что эти цели ставились и в Концепции развития судостроения, которая с подачи Минпромторга была принята три года назад.

Из­за изношенности и технологической отсталости производственные фонды российских судостроительных предприятий по уровню производительности отстают от ведущих производителей морской техники в пятьшесть раз. В отечественном судостроении, например, применяется стальной лист 8x2 м, в то время как на зарубежных верфях используют листы 12x4 м. В результате число сварных швов в России утраивается, трудоемкость возрастает на 50—60%, а внедрение технологий крупноблочного строительства судов становится невозможным. Себестоимость российских судов увеличивает низкая автоматизация работ при постройке, обусловленная отсутствием высокотехнологичного оборудования. Отечественные верфи используют краны грузоподъемностью менее 100 т, а зарубежные — обычные 500тонники. Еще одна из причин низкой конкурентоспособности судпрома — запущенность научных исследований в сфере проектирования и строительства судов. К тому же в себестоимости производства корабля в России 20% занимают затраты на электроэнергию, используемую в основном для обогрева доков в холодное время года. А в странах Азиатско­Тихоокеанского региона круглый год тепло, и электроэнергия идет только на сварку металла в корпусе.

ОСК зарабатывает на процентах по вкладам

Пока руководство корпорации докладывает властям о планах по развитию судостроения, Счетная палата решила проверить ее текущую деятельность. Результаты ревизии ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу (утверждена приказом Минпромэнерго России от 06.09.2007 № 354) коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела 4 июня. По словам аудитора счетного ведомства Михаила Бесхмельницына, в материалах, представленных на коллегию, стратегия, комплексные планы мероприятий по развитию судостроительного и судоремонтного комплекса, разработанные корпорацией, по большой части носят характер предложений и намерений, что обосновано непродолжительным сроком деятельности ОАО «ОСК». Вместе с тем данные документы предполагают развитие корпорации прежде всего за счет средств федерального бюджета либо заказов государственных корпораций.

Проверка также показала, что большинство интегрированных в группу «ОСК» предприятий убыточны и находятся в тяжелом финансовом состоянии. В 2008 г. при суммарной выручке 63,5 млрд руб. чистый убыток составил 11,9 млрд руб.

В ходе ревизии Счетная палата также выявила, что средства федерального бюджета, внесенные в уставный капитал ОАО «ОСК», используются для получения дохода по банковским вкладам, что противоречит основным задачам деятельности корпорации. Средства, выделенные на развитие лизинга морских и речных судов, длительное время не использовались по назначению, при этом свободные остатки средств размещались в коммерческих банках под проценты.