Провели его исследовательский холдинг «Ромир» и Роспотребнадзор в рамках проекта «Здоровое питание» нацпроекта «Демография».
Исследование показало, что положительно к здоровому питанию относятся 79% респондентов, из них 28% опрошенных изменили свое отношение в позитивную сторону за прошедший год, а 51% респондентов давно положительно относятся к здоровому питанию. То есть, несмотря на высокую социальную турбулентность 2022 г., этот показатель не только не снизился, но и возрос.
Екатерина Головкова, заместитель руководителя Центра гигиенического образования населения, информационный куратор проекта Роспотребнадзора «Здоровое питание» отметила, что совокупный охват аудитории проекта в 2022 г. составил более 200 млн человек.
«Независимое исследование, проведенное исследовательским холдингом “Ромир” в 2022 г., продемонстрировало эффективность нашей работы по продвижению принципов здорового питания. Важным результатом стало то, что 79% населения позитивно относятся к здоровому питанию и в определенной степени его придерживаются. Таким образом, ЗОЖ-тренды, которые мы заложили в начале года, успешно реализованы», — отмечает эксперт.
Также авторы исследования констатируют, что по сравнению с прошлым годом отмечен рост респондентов, считающих, что основная составляющая ЗОЖ — это именно здоровое питание (75% в 2022 г. и 72% в 2021 г.). Исследователи отмечают, что и в прошлом году здоровое питание как основу ЗОЖ отметило подавляющее большинство респондентов, но этот показатель явно приобретает для людей все большее значение. Также большинство опрошенных (71 %) высоко оценивают роль здорового питания в общем благополучии человека.
«Мы проводим масштабное исследование второй год, и оно показывает невероятные цифры — интерес россиян к здоровому питанию не просто остается стабильным, происходит увеличение запроса аудитории на ЗОЖ-информацию.
Уникальность методики нашего исследования — в применении не только опросных методов, но и аналитики покупательской способности и потребительского поведения населения на основании изучения чеков как по количественным, так и по качественным метрикам. Таким образом, мы собрали комплексные данные, которые позволяют получить репрезентативную оценку потребительского поведения по всей России», — комментирует Ксения Пайзанская, директор департамента «Ромир Панель».
Практически все категории продуктов, которые входят в корзину здорового питания, оцениваются опрошенными как всегда доступные — на уровне около 90%. Наиболее популярными продуктами в корзине здорового питания остаются свежие категории — овощи и фрукты, а также рыба, мясо, крупы и яйца. В целом больше половины своего продуктового бюджета жители РФ тратят именно на продукты, составляющие рацион здорового питания, причем отдают предпочтение отечественным производителям.
Среди факторов, на которые обращают внимание респонденты при выборе продуктов питания, помимо цены, традиционно наиболее важными являются качество и состав.
В целом россияне много внимания уделяют вопросам здорового и сбалансированного питания, все сознательнее относятся к выбору качественных и безопасных продуктов, тщательнее подходят к изучению информации на этикетке. В прошлое уходит и миф о том, что здоровое питание — это дорого. Все больше людей понимает, что правильный, сбалансированный рацион состоит из простых и доступных продуктов.
Согласно исследованию, большой интерес к здоровому питанию испытывают и молодые люди, хотя они и склонны к сомнениям и колебаниям — прежде всего, за счет нестабильности эмоционального фона. Авторы опроса подчеркивают, что именно за счет молодых людей на 10% увеличилась группа ЗОЖ-стремящихся — тех, кто понимает важность здорового питания и хочет придерживаться здорового образа жизни.
Формирование среды, способствующей повышению информированности молодежи об основных принципах здорового питания, стало одним из главных трендов, реализованных проектом «Здоровое питание» в 2022 г., заключают исследователи.