Платёжные сервисы предложили ЦБ открывать персонифицированные счета по видеосвязи

| новости | печать

В письме Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, направленном в ЦБ, говорится, что эпидемия коронавируса, несомненно, даст мощный толчок к развитию удалённых банковских сервисов как в краткосрочной перспективе, так для использования при повторении такой ситуации в будущем. Удалённые каналы обслуживания сводят к минимуму опасность заражения, позволяя клиентам сохранить качество сервиса и финансовую доступность в условиях полной или частичной изоляции.

Однако для получения целого набора финансовых услуг по-прежнему требуется личное присутствие клиента для проведения его идентификации. Для этого потребители вынуждены посещать офисы кредитных организаций и их агентов. Поэтому любые защитные меры в этой области будут недостаточно эффективны без введения действительно массового, простого и дешевого метода идентификации физических лиц без личного присутствия. Создаваемая в последние годы единая биометрическая система не решает эту задачу, так как на данный момент не является сколь-нибудь массовым сервисом и требует первичного присутствия клиента в банковском офисе.

По словам игроков, во многих странах успешно используется идентификация посредством видеосвязи, заменяющая физическое общение с клиентом в офисе аналогичным общением через надёжный протоколируемый видеоканал при помощи приложения на смартфоне или компьютере. Идентификация посредством видеосвязи может проводиться как путём живого разговора с представителем финансовой организации, так и в автоматическом режиме, когда специальное программное обеспечение сравнивает изображение клиента с фото в паспорте, а также защищает от подмены изображения (liveness detection).

Это решение эффективно, проверено и не требует от банков установки дорогостоящего программного и аппаратного обеспечения. Видеоидентификация уже широко используется в странах мира (Испания, Австрия, Германия, Швейцария, Израиль, Эстония Великобритания, Польша) и полностью соответствует требованиям рекомендаций ФАТФ. По своей надёжности она не уступает личному присутствию, считают эксперты.

Ассоциация предложила Банку России инициировать изменения, предусматривающие возможность проведения идентификации клиентов с использованием видеосвязи. По словам председателя ассоциации Виктора Достова, такие поправки помогут оперативно решить проблему доступности финансовых услуг в условиях пандемии. Важно не только решить текущие задачи, но использовать уроки ситуации для создания надёжных долгосрочных мер для на случай повторения аналогичных ситуаций.

В настоящее время без прохождения идентификации клиенты платёжных сервисов могут использовать только неперсонифицированный электронный кошелек, остаток средств на котором не может превышать 15 тыс. руб. в любой момент времени, а общая сумма переводов в месяц не может быть больше чем 40 тыс. руб. При этом законом запрещено получать или переводить деньги другому физлицу, имея такой тип электронного кошелька, разрешены расчёты только с организациями.