Почти 2/3 госзакупок производится у единственного поставщика

| новости | печать

В течение 2014 г. эксперты Высшей школы экономики совместно с группой специалистов и исследователей анализировали состояние системы госзакупок в России. По итогам проведенной работы впервые был подготовлен доклад, который впоследствии станет ежегодным.

В рамках доклада дана оценка действующей законодательной базе и процедурам, а также подготовлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию контрактной системы.

«Принятие закона о контрактной системе было направлено на кардинальное реформирование системы закупок, но большая часть его нововведений пока не подтвердила свою эффективность. Еще предстоит серьезная настройка всех элементов закупочного цикла в течение ближайших двух-трех лет для того, чтобы результативно заработали все элементы контрактной системы», — говорит Александр Шамрин, руководитель группы подготовки доклада, первый проректор НИУ ВШЭ.

Эксперты напоминают, что внедрение механизмов контрактной системы предполагало увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единого поставщика. Но за время действия нового закона было принято порядка десяти поправок, так или иначе расширяющих перечень таких закупок. Совокупная доля закупок у единственного поставщика по всем основаниям в 2014 г. ниже, чем в 2012-2013 годах, однако все еще значительна: при закупках для государственных и муниципальных нужд она составляет 64,36 и 62,86% соответственно от общей стоимости заключенных контрактов. Среднее количество заявок, поданных для участия в конкурентных процедурах, составляет две заявки. Доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, несколько сокращается, но все еще значительна — более 30% по количеству и около 40% по стоимости всех закупок.

По оценкам авторов доклада, эффективность общественного контроля в сфере закупок невысока. При этом вырос риск «коммерциализации» деятельности общественных контролеров, когда прикрываясь интересами граждан, они получают возможность для осуществления недобросовестной конкуренции.

Абсолютное большинство жалоб (94% от поданных) на действия (бездействия) участников контрактной системы были поданы в управления ФАС по субъектам РФ. Относительно малое количество жалоб, поданных в региональные и муниципальные контрольные органы, может свидетельствовать о низком уровне востребованности такого инструмента и отсутствии доверия участников закупок. В отношении более чем половины жалоб (61% от рассмотренных) контрольными органами в сфере закупок было принято решение о признании их необоснованными. По результатам плановых проверок было выдано 1200 предписаний, что составляет 24% от числа проведенных проверок. В этой связи авторам доклада представляется разумным ввести государственную пошлину за подачу жалоб общественными контролерами.

В докладе указывается, что издержки на осуществление процедур по-прежнему велики. Было установлено, что на проведение закупки на сумму до 100 000 руб. требуется затратить от пять человеко-часов в секторе «Здравоохранение» до 3,6 человеко-дней в секторе «Строительство». Существенная часть издержек падает на закупки малой стоимости, для которых и так действуют самые простые процедуры. При этом издержки заказчиков, не связанные с реализацией требований законодательства о закупках, составляют 60% и более от совокупных издержек на осуществление закупочных процедур в трех из четырех рассмотренных секторах. Претензии к сложности и трудоемкости во многом связаны с растущими общими требованиями разнообразных контрольно-надзорных органов, которые предъявляются к публичным организациям в процессе расходованиями ими бюджетных средств.

Большое внимание в докладе уделено системе электронных торговых площадок (ЭТП). Несмотря на критическую значимость ЭТП для системы закупок, на сегодняшний день в России отсутствуют официальные требования к раскрытию площадками информации о своей деятельности, предполагающие прозрачность их функционирования. Вопросы возникли и к техническому обеспечению работы ЭТП. Предварительный анализ показал, что все без исключения площадки уязвимы к атакам потенциальных злоумышленников, а данные пользователей защищены крайне слабо. При этом одна из площадок использует серверы электронной почты, расположенные за рубежом.

Кроме того, передав проведение электронных торгов частным структурам, государство устранилось от возможностей получения дополнительного дохода. При общем объеме закупок в виде электронных аукционов на 3,4 трлн руб. в 2013 г. предполагаемый доход ЭТП мог составить порядка 1,7 млрд руб. При условии роста объемов электронных процедур в 2014 г. до 6 трлн руб. примерный доход мог составить не менее 3 млрд руб. В этой связи, считают авторы доклада, Абсолютное большинство жалоб (94% от поданных жалоб) на действия (бездействия) участников контрактной системы были поданы в управления ФАС по субъектам РФ. Относительно малое количество жалоб, поданных в региональные и муниципальные контрольные органы, может свидетельствовать о низком уровне востребованности такого инструмента и отсутствии доверия участников закупок. В отношении более чем половины жалоб (61% от рассмотренных) контрольными органами в сфере закупок было принято решение о признании их необоснованными. По результатам плановых проверок было выдано 1200 предписаний, что составляет 24% от числа проведенных проверок. В этой связи представляется разумным ввести государственную пошлину за подачу жалоб общественными контролерами.

В докладе указывается, что издержки на осуществление процедур по-прежнему велики. Было установлено, что на проведение закупки на сумму до 100 тыс. рублей требуется затратить от 5 человеко-часов в секторе «Здравоохранение» до 3,6 человеко-дней в секторе «Строительство». Существенная часть издержек падает на закупки малой стоимости, для которых и так действуют самые простые процедуры. При этом издержки заказчиков, не связанные с реализацией требований законодательства о закупках, составляют 60% и более от совокупных издержек на осуществление закупочных процедур в трех из четырех рассмотренных секторах. Претензии к сложности и трудоемкости во многом связаны с растущими общими требованиями разнообразных контрольно-надзорных органов, которые предъявляются к публичным организациям в процессе расходованиями ими бюджетных средств.

Большое внимание в докладе уделено системе электронных торговых площадок (ЭТП). Несмотря на критическую значимость ЭТП для системы закупок, на сегодняшний день в России отсутствуют официальные требования к раскрытию площадками информации о своей деятельности, предполагающие прозрачность их функционирования. Вопросы возникли и к техническому обеспечению работы ЭТП. Предварительный анализ показал, что все без исключения площадки уязвимы к атакам потенциальных злоумышленников, а данные пользователей защищены крайне слабо. При этом одна из площадок использует серверы электронной почты, расположенные за рубежом.

Кроме того, передав проведение электронных торгов частным структурам, государство устранилось от возможностей получения дополнительного дохода. При общем объеме закупок в виде электронных аукционов на 3,4 трлн. рублей в 2013 году предполагаемый доход ЭТП мог составить порядка 1,7 млрд. руб. При условии роста объемов электронных процедур в 2014 г. до 6 трлн. рублей примерный доход мог составить не менее 3 млрд. рублей. В этой связи необходимо обсуждение вопроса о возможности осуществления торгов в электронной форме либо на единой государственной площадке, либо путем допуска к рынку электронных торгов неограниченного количества площадок, соответствующих установленным требованиям. В обоих вариантах переход к обслуживанию счетов площадок в Федеральном казначействе позволит начать управлять соответствующими средствами в интересах бюджета.

необходимо обсуждение вопроса о возможности осуществления торгов в электронной форме либо на единой государственной площадке, либо путем допуска к рынку электронных торгов неограниченного количества площадок, соответствующих установленным требованиям. В обоих вариантах переход к обслуживанию счетов площадок в Федеральном казначействе позволит начать управлять соответствующими средствами в интересах бюджета.