Несчастная экономика

| новости | печать

Агентство Bloomberg опубликовало новый рейтинг самых несчастных экономик мира. Россия в пятерку лидеров по несчастьям не вошла, заняла лишь 7 место.

Лидер по несчастьям – Венесуэла, в которой бывший шофер Уго Чавеса успешно строит социализм – в магазинах исчезли многие товары (в очередях за туалетной бумагой стоят ночи напролет), зато государство с помощью вооруженных солдат зорко следит за тем, чтобы цены в торговле соответствовали госуказаниям. На втором месте – Аргентина, которая как утратила в начале прошлого века лидерство по производству говядины, так и почти не научилась ничего другого производить для мирового рынка. Следом – ЮАР, где сожжение ферм белых поселенцу неожиданно не поспособствовало росту производства. Четвертое и пятое место заняли Украина и Греция. На шестом – Испания с ее чудовищным уровнем безработицы особенно среди молодых людей. Однако испанцам есть чему радоваться – недавно они были на непочетном первом месте среди несчастных.

Индекс экономического несчастья эксперты оценивают по такой формуле: уровень безработицы плюс изменение индекса потребительских цен. Объем экономики не учитывается – понятно, что размер экономики Украины или России, которая заняла 7 место, значительно больше, чем у многих из более благополучных стран из пятидесяти рассматриваемых. Но по заветам Милтона Фридмана и Джона Кейнса, рост инфляции и безработицы, особенно, когда они сопутствуют друг-другу, очевидно губителен для экономики. Если люди зарабатывают все меньше, или вовсе ничего не зарабатывают, то есть - покупательская способность падает, но при этом цены все равно каким-то непостижимым образов растут, то это беда, несчастье. Уровень бедствия и оценивает Bloomberg в условных пунктах или баллах, как, скажем, сила землетрясения.

Эту методику измерения несчастья придумал американский экономист Артур Окун, с 1970-х годов ее используют многие исследователи, включая Bloomberg. Считается, что если индекс превышает 20 (Украины имеет 27, Россия – 20),то местное население может прибегнуть к насильственным действиям.

В Венесуэле стычки с полицией уже идут. Украинцы регулярно грозят майданами. Аргентина имеет почти вековой опыт предупреждения беспорядков, сменяя гражданскую власть на военную и обратно. В ЮАР еще остались белые, на которых можно выместить эмоции при необходимости. В России – стабильность, некоторые сложности очевидно вызваны действиями внешних недоброжелателей, кольцом клубящихся в границах минимально допустимого подлетного времени, так что у нас нет никаких оснований для беспорядков.