О порядке применения НДС в связи с вступлением в силу с 01.01.2008 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ

Министерство финансов РФ письмо от 21.02.2008 № № 03-07-08/36
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. нормы, предусмотренной п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", и сообщает следующее.


Указанной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации передачи исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передачи прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим передача российской организацией, являющейся разработчиком и правообладателем исключительных прав на программное обеспечение, исключительных и неисключительных прав на использование этого программного обеспечения на основании лицензионных договоров налогом на добавленную стоимость не облагается.

На основании положений ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях применения налога на добавленную стоимость передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам. Так, согласно пп. 4 п. 1 данной статьи местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по передаче исключительных или неисключительных прав на использование программного обеспечения на основании лицензионного договора, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации. При этом, учитывая положения указанного п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ, при приобретении таких прав российская организация обязанности налогового агента исполнять не должна и, соответственно, данные операции на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.


Пунктом 8 ст. 149 Кодекса предусмотрено, что при изменении редакции п. п. 1 - 3 данной статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.


Учитывая, что п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ в п. 2 ст. 149 Кодекса внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г., по нашему мнению, порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по передаче прав на использование программного обеспечения на основании лицензионных договоров, заключенных до 1 января 2008 г., зависит от момента фактического оказания таких услуг. Так, в случае фактического использования прав по указанным договорам в 2007 г. данные операции на основании п. 3 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. В случае использования соответствующих прав в 2008 г. к таким операциям применяется освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ. По правам, переданным в 2007 г. и используемым как в 2007 г., так и в 2008 г., налог на добавленную стоимость уплачивается только в части стоимости услуг по передаче прав, оказанных в 2007 г.


Что касается услуг по сопровождению лицензий (обновление, техническая поддержка), то на основании положений п. 1 ст. 146 Кодекса данные услуги признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации и облагаются этим налогом, поскольку их освобождение от налогообложения ст. 149 Кодекса не предусмотрено.


По вопросу применения налога на добавленную стоимость при передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин посредством оптовой поставки экземпляров программного обеспечения на носителях в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), сообщаем, что условием применения освобождения, предусмотренного вышеназванной нормой Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ, является наличие на момент передачи прав лицензионного договора на объект интеллектуальной собственности.


В то же время считаем необходимым отметить, что ст. 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрены особенности заключения лицензионного договора о предоставлении права использования программ для электронных вычислительных машин. Согласно п. 3 данной статьи Гражданского кодекса заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программ для электронных вычислительных машин или баз данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программ или баз данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программ или баз данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.


Поскольку на момент приобретения в оптовой торговле экземпляров программного обеспечения в товарной упаковке это программное обеспечение не используется, то лицензионный договор путем заключения договора присоединения в этот момент еще не заключен.


Учитывая изложенное, операции по передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин при реализации экземпляров программного обеспечения на носителях в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, если на момент реализации не заключается лицензионный договор в письменной форме.

Что касается применения налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации программного обеспечения на основании сублицензионного договора, то, принимая во внимание, что в соответствии с п. 5 ст. 1238 Гражданского кодекса к сублицензионному договору применяются правила лицензионного договора, данные операции на основании вышеуказанной нормы Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ налогом на добавленную стоимость не облагаются.


В отношении применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по распространению прав на использование программного обеспечения через посредника с передачей этих прав от организации-производителя через посредника конечному потребителю полагаем, что такие операции не облагаются налогом на добавленную стоимость только при наличии лицензионных договоров, составленных в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом. В случае отсутствия лицензионных договоров указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.


Одновременно отмечаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.Трунин