О применении НДС в отношении муниципального имущества, реализуемого в рамках приватизации

Министерство финансов РФ письмо от 23.07.2009 № 03-07-11/175
| официальная переписка | печать

О включении в рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, НДС при определении налоговой базы по муниципальному имуществу, реализуемому в рамках приватизации по выкупной цене, равной рыночной стоимости, а также о порядке уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями казенного имущества, в том числе физическими лицами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении муниципального имущества, реализуемого в рамках приватизации, и сообщает следующее.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) указанного имущества с учетом налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Положениями Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи используется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

На основании п. 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки — наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Учитывая изложенное, при определении налоговой базы по муниципальному имуществу, реализуемому по выкупной цене, равной рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость.

Необходимо отметить, что в соответствии с вышеуказанным абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса при реализации казенного имущества налог на добавленную стоимость уплачивают налоговые агенты — покупатели такого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Что касается операций по реализации казенного имущества физическому лицу, имеющему статус индивидуального предпринимателя, то согласно ст. 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим при приобретении казенного имущества индивидуальным предпринимателем данные физические лица должны исполнять обязанности налоговых агентов, установленные вышеуказанным абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ
И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
И. ТРУНИН