О налоге на прибыль в отношении курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств комиссионера в иностранной валюте и требований комитента

Министерство финансов РФ письмо от 26.08.2019 № 03-03-05/65602
| официальная переписка | печать

В соответствии с указанным письмом Минфин России рассмотрел обращение по вопросу порядка учета курсовой разницы для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

При получении (перечислении) аванса, задатка по договору в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату получения (перечисления) аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).

При этом положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки выданных (полученных) авансов не включается налогоплательщиком в доходы (расходы) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Таким образом, задолженность, возникшая в связи с получением (перечислением) валютных ценностей в счет оплаты товара, работ, услуг до их поставки или выполнения (аванс), в налоговом учете не переоценивается.

Необходимо отметить, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (статья 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)).

При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (статья 996 ГК РФ).

Следовательно, получение указанных вещей, в том числе денежных средств, формирует обязательства комиссионера перед комитентом. Одновременно у комитента возникают права требования к комиссионеру. В этом случае возникшие обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте и не являющиеся авансами, подлежат переоценке в соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, переоценка валютных ценностей и сопутствующих им обязательств, выраженных в иностранной валюте, у комиссионера приводит к возникновению положительной и отрицательной курсовых разниц одинакового размера и, соответственно, не формирует у него налоговую базу по налогу на прибыль. А курсовые разницы, возникающие от переоценки требований комитента, выраженных в иностранной валюте, учитываются у последнего при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что квалификация полученных комиссионером от комитента средств в качестве авансов либо иного долгового обязательства определяется конкретными условиями заключенного договора комиссии. При этом, по нашему мнению, в качестве аванса могут рассматриваться только указанные выше средства, которые связаны с расчетами в качестве оплаты услуг комиссионера.

Вместе с тем обращаем внимание, что особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н.

А. В. МОИСЕЕВ