О постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения

Министерство финансов РФ письмо от 31.05.2019 № 03-02-07/1/41780
| официальная переписка | печать

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение от 26.03.2019 и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Из арбитражной практики можно сделать вывод о том, что такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, объектами, территорией, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

Полагаем, что косвенный контроль работодателя за выполнением его работниками их обязанностей в здании на производственном объекте заказчика может осуществляться посредством взаимодействия работодателя с заказчиком указанных работ (услуг).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 № 15АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Таким образом, при наличии по месту деятельности организации всех признаков обособленного подразделения, определенных пунктом 2 статьи 11 Кодекса, российская организация сообщает в налоговый орган о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Кодекса для целей ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

На основании такого сообщения организации налоговым органом осуществляется постановка ее на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения без проверки наличия всех признаков обособленного подразделения, указанных в пункте 2 статьи 11 Кодекса.

Заключение о наличии или об отсутствии признаков обособленного подразделения организации по месту ее деятельности, территориально обособленному от места нахождения организации, не может быть представлено исключительно по информации, указанной в обращении, при отсутствии документов, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, в том числе договоров, заключенных организацией - исполнителем соответствующих работ (услуг) и ее заказчиком.

Учитывая изложенное, рекомендуется обратиться в инспекцию Федеральной налоговой службы либо соответствующее управление ФНС России по месту учета по рассматриваемому вопросу с представлением вышеуказанных документов.

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ