Об НДС и НДФЛ при приобретении российской организацией у иностранных лиц услуг по аренде движимого имущества в РФ

Министерство финансов РФ письмо от 15.11.2018 № 03-07-14/82255
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4 пункта 1 данной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что на основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендой имущества признается предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

На основании положений статьи 161 Кодекса при реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.

Согласно статье 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.

В случае если услуги по аренде движимого имущества, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оказываются иностранной организацией, российская организация, приобретающая такие услуги, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента на основании пункта 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

По вопросу применения налога на доходы физических лиц сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. При этом согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса доходы в виде вознаграждения, в частности, за оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Таким образом, доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от оказания услуг в Российской Федерации подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. В связи с этим российская организация, выплачивающая иностранному физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном статьей 226 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА