Об НДФЛ при компенсации (оплате) стоимости санаторно-курортных путевок и об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работникам (членам их семей)

Министерство финансов РФ письмо от 06.08.2018 № 03-04-06/55270
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 30.05.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и учета в целях налога на прибыль организаций расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Абзацем шестым пункта 9 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что в целях главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Таким образом, суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1996 № 123-ФЗ) туризмом являются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства, в частности, в лечебно-оздоровительных и рекреационных целях.

При этом туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

С учетом изложенного на стоимость путевок, признаваемых туристскими с учетом положений Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ, положения пункта 9 статьи 217 Кодекса не распространяются, и суммы компенсации (оплаты) таких путевок подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2. Налог на прибыль организаций

Федеральным законом от 23.04.2018 № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Кодекс, в соответствии с которыми статья 255 Кодекса дополняется пунктом 24.2, предусматривающим предоставление права налогоплательщикам относить в состав расходов на оплату труда для целей налогообложения налогом на прибыль затраты, понесенные работодателем на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей).

Согласно данному пункту с 1 января 2019 года работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на оплату таких услуг, оказанных на основании договора о реализации туристского продукта работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации.

При этом согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ под туристским продуктом следует понимать комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Таким образом, расходы на оплату вышеупомянутых услуг, оказываемых работнику и соответствующим членам семьи работника, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций только на основании договора о реализации туристского продукта, заключенного работодателем с туроператором или турагентом.

При этом расходы на оплату аналогичных услуг, в случае если они оказываются на основании договоров, заключенных работодателем непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и другими), не могут учитываться в составе расходов на оплату труда по основаниям пункта 24.2 статьи 255 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН