О вычете НДС, предъявленного при осуществлении сейсмологических работ, если сроки выполнения работ и представления их результатов в виде НМА различаются

Министерство финансов РФ письмо от 26.04.2018 № 03-07-11/28617
| официальная переписка | печать

Вопрос: Организация осуществляет деятельность по геологическому изучению недр и разведке запасов углеводородного сырья с целью дальнейшей добычи, переработки и реализации углеводородного сырья.

В ходе своей хозяйственной деятельности организация привлекает третьи лица, специализирующиеся на отдельных видах деятельности, связанных с проведением работ по геологическому изучению недр и разведке запасов углеводородного сырья.

Поскольку сейсмическая разведка представляет собой совокупность методов исследования геологического строения земной коры (структуры, вещественного состава и динамического состояния), сроки выполнения полевых сейсморазведочных работ и сроки представления результатов этих работ (геологической информации) в виде нематериальных активов (отчетов) могут существенно разниться (особенно в случае возникновения спорных ситуаций в ходе выполнения полевых работ).

При этом налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В ситуациях, связанных с деятельностью организации по добыче и разведке полезных ископаемых (углеводородного сырья), приобретение товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ):

- вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику после принятая на учет указанных товаров (работ, услуг);

- налоговые вычеты производятся из основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Расходы на осуществление сейсморазведки как затраты на получение информации, полученной в результате топографических, геологических и геофизических исследований, отнесены организацией в состав нематериальных поисковых активов для целей формирования первоначальной стоимости в соответствии с пп. б п. 8 разд. II Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011 № 22875).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, работы по сейсмологической разведке были приняты организацией к учету в качестве нематериального актива.

В Письме Минфина России от 29.01.2016 № 03-07-15/3818 разъяснен порядок применения вычетов по НДС при создании нематериальных активов. В частности, в соответствии с данным Письмом в силу абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ право на применение налоговых вычетов при создании нематериальных активов возникает не ранее даты принятия на учет объекта в качестве нематериального актива, суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику в течение всего периода создания нематериальных активов, принимаются к вычету в течение трех лет после принятия нематериальных активов на учет на основании счетов-фактур независимо от даты их выставления.

Верно ли, что в случае если подрядчиком по договору о выполнении сейсмологических работ при выполнении работ акты и счета-фактуры на выполненные полевые работы выставлены за пределами трехлетнего срока для предъявления к возмещению НДС, но геологическая информация, полученная подрядчиком по результатам работ, передается заказчику по истечении трехлетнего срока, то заказчик независимо от дат выставления счетов-фактур вправе предъявить к возмещению НДС на основании указанных счетов-фактур, поскольку геологическая информация как нематериальный актив была принята на учет после ее передачи?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость при создании нематериальных активов и сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 171 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

На основании абзацев первого и второго пункта 1 статьи 171 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных нематериальных активов.

На основании пункта 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н, объект в качестве нематериального актива принимается к бухгалтерскому учету при единовременном выполнении условий, установленных пунктом 3 данного Положения, в частности, при достоверном определении фактической (первоначальной) стоимости приобретенного (созданного) объекта.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости.

Учитывая, что в отношении налога на добавленную стоимость, предъявляемого контрагентами, создающими нематериальные активы, особенностей применения налоговых вычетов положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено, а также принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2013 г. № ВАС-17962/12), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику контрагентами, создающими нематериальные активы, подлежат вычету после принятия на учет объекта в качестве нематериального актива (счет 04 «Нематериальные активы») при выполнении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Поскольку в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 172 Кодекса право на применение налоговых вычетов при создании нематериальных активов возникает не ранее даты принятия на учет объекта в качестве нематериального актива, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами налогоплательщику в течение всего периода создания нематериальных активов, принимаются к вычету в течение трех лет после принятия нематериальных активов на учет на основании счетов-фактур независимо от даты их выставления.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ