О привлечении к административной ответственности при обнаружении факта неприменения ККТ

Министерство финансов РФ письмо от 19.07.2017 № 03-01-15/45902
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу применения конт­рольно-кассовой техники (далее — ­ККТ) сообщает следующее.

Из содержания обращения не представляется возможным определить суть вопроса о технической поддержке со стороны производителя фискальных накопителей.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что согласно части 1 ста­тьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частями 1 и 4 ста­тьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая данные положения Кодекса, а также разъяснение Минфина России (письмо от 30.05.2017 № 03‑01‑15/33121 в адрес ­ФНС России, ­МВД России и Роспотребнадзора), при обнаружении факта неприменения ­ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении конт­рольно-кассовой техники (например, заключение пользователем до­гово­ра поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ­ЭКЛЗ или до определенного законодательством Российской Федерации о применении конт­рольно-кассовой техники предельного срока возможности его использования), указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно.

При этом отмечаем, что при отсутствии у налогоплательщика возможности применения ­ККТ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении конт­рольно-кассовой техники организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом).

Также обращаем внимание, что из порядка применения ­ККТ исключена обязанность пользователя по заключению до­гово­ра технического обслуживания ­ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ­ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что исключает дополнительные затраты.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирую­щих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03‑02‑07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян