О налогообложении налогом на имущество жилых домов, не учитываемых на балансе в качестве основных средств, расположенных в г. Севастополе

Министерство финансов РФ письмо от 29.09.2015 № 03-05-05-01/55504
| официальная переписка | печать

Отдел имущественных и прочих налогов рассмотрел письмо по вопросу применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций установлен статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Следовательно, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Что касается жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то статьей 378.2 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, которые применяются к объектам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса и поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.

С 1 января 2015 года особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предусмотренные статьей 378.2 Кодекса, определяются также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

На основании пункта 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на соответствующий налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных только в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества).

Таким образом, жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в Перечень объектов недвижимого имущества не включаются.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости.

В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости при установлении законом города федерального значения Севастополя особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, вне зависимости от включения (невключения) таких объектов в вышеназванный Перечень объектов недвижимого имущества.

При отсутствии в государственном кадастре объектов недвижимого имущества кадастровой стоимости жилых домов или жилых помещений, не учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, такие объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

Если же кадастровая стоимость жилого дома определена, а кадастровая стоимость принадлежащей собственнику части жилого дома не определена, то собственник части здания определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 Кодекса как долю кадастровой стоимости здания, в котором находится указанное помещение, соответствующую доле, которую составляет площадь части здания в общей площади здания.

В случае если законом города федерального значения Севастополя не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций в силу статьи 374 Кодекса.

Обращаем также внимание, что в соответствии с пунктом 26 статьи 381 Кодекса освобождены от налога на имущество организаций организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны (в том числе города федерального значения Севастополя), созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В. Прокаев