О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний

Министерство финансов РФ письмо от 17.06.2015 № 03-01-10/35077
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, и сообщает следующее.

В части пунк­та 1 обращения.

В соответствии со статьей 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых ино­стран­ных компаниях, контролирую­щими лицами которых они являются.

В соответствии со статьей 25.13 Кодекса контролируемой иностранной компанией, если иное не преду­смотрено пунк­том 7 статьей 25.13 Кодекса, признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунк­том 3 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридичес­кое лицо, доля участия которого в этой организации (для физичес­ких лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Согласно пунк­ту 6 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной организации также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунк­том 3 статьи 25.13 Кодекса, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах свое­го супруга и несовершеннолетних детей.

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица согласно пунк­ту 8 статьи 25.13 Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными до­кумен­тами этой структуры (в редакции Федерального закона № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 8 июня 2015 г.).

Согласно пунк­ту 9 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № ­150-ФЗ).

В соответствии с пунк­том 10 статьи 25.13 Кодекса учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № ­150-ФЗ):

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или час­тично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

Условие, установленное подпунк­том 3 пунк­та 10 статьи 25.13 Кодекса в отношении лица — учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными до­кумен­тами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунк­том 8 статьи 25.13 Кодекса.

Лицо, указанное в пунк­те 10 статьи 25.13 Кодекса, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунк­тах 1—3 пунк­та 10 статьи 25.13 Кодекса.

В соответствии с пунк­том 12 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № ­150-ФЗ):

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

В части пунк­та 2 обращения.

В соответствии с пунк­том 11 статьи 309.1 Кодекса сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть до­кумен­тально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогооб­ложения — заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

По мнению Департамента, при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения под налогами, на величину которых уменьшается сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, можно понимать налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций, указанные в действующем международном договоре Российской Федерации по вопросам налогообложения со страной, резидентом которой является эта контролируемая иностранная ­компания.

В части пунк­та 3 обращения.

В соответствии с пунк­том 1 статьи 309.1 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному ауди­ту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 ­Кодекса.

Дополнительно отмечаем, что, по мнению Департамента, положения абзаца первого пунк­та 1 статьи 309.1 Кодекса применимы и в случае, если аудит осуществляется иностранной организацией добровольно (аналогично положениям пунк­та 5 статьи 25.15 Кодекса).

В иных случаях прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по правилам, установленным главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса, без учета особенностей, преду­смотренных статьей 309.1 Кодекса (за исключением положения абзаца третьего пунк­та 2 статьи 309.1 Кодекса).

Одновременно необходимо учитывать следующее.

Сумма прибыли (убытка) каждой контролируемой иностранной компании должна быть до­кумен­тально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной в соответствии с личным законом этой компании за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

В случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с абзацем вторым пунк­та 1 статьи 309.1 Кодекса сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании должна быть подтверждена иными до­кумен­тами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими до­кумен­тами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные до­кумен­ты, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной ­компании.

При определении прибыли контролируемой иностранной компании согласно пунк­ту 3 статьи 309.1 Кодекса не учитываются доходы (расходы) этой компании в виде сумм от переоценки ценных бумаг, производных финансовых инструментов по рыночной стоимости, а также в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.

Налоговая база контролируемой иностранной компании определяется отдельно в отношении каждой контролируемой иностранной компании в соответствии с пунк­том 6 статьи 309.1 Кодекса.

В случае если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, указанный убыток может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении налоговой базы этой компании (пунк­т 7 статьи 309.1 Кодекса).

Убыток контролируемой иностранной компании по данным финансовой отчетности не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком — контролирующим лицом не представлено уведомление о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток.

В части пунк­та 4 обращения.

В соответствии с пунк­том 3 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля учас­тия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

При соблюдении вышеуказанных условий лицо признается контролирующим лицом иностранной организации, за исключением случаев, когда его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями (пунк­т 4 статьи 25.13 Кодекса).

Согласно пунк­ту 5 статьи 25.15 Кодекса налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих до­кумен­тов:

1) финансовой отчетности контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности — иных до­кумен­тов (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ);

2) аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпунк­те 1 настоящего пунк­та, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) до­кумен­тами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ).

При этом перечень до­кумен­тов, указанных в подпунк­те 1 пунк­та 5 статьи 25.15 Кодекса, является открытым.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российский Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин