О неправомерных требованиях о предоставлении различных документов для целей выдачи градостроительных планов земельных участков

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ письмо от 05.06.2015 № 17433-ЮР/09
| официальная переписка | печать

В связи с многочисленными поступающими в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации жалобами на уполномоченные на выдачу градостроительных планов земельных участков (далее — ­ГПЗУ) органы местного самоуправления, касающиеся неправомерных требований о предоставлении различных до­кумен­тов, Минстрой России сообщает следую­щее.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пунк­ту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления до­кумен­тов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмот­рено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если физическое или юридическое лицо (далее — заявитель) обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему ­ГПЗУ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ­ГПЗУ и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю ­ГПЗУ без взимания платы. Иной порядок предоставления ­ГПЗУ в виде отдельного до­кумен­та (не в составе проекта межевания территории) по обращению заявителя Кодексом не установлен.

Кодексом не предусмотрен также перечень до­кумен­тов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ­ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ­ГПЗУ.

Кроме того, неправомерность требования дополнительных до­кумен­тов при выдаче ­ГПЗУ обосновывается сложившейся судебной практикой, в соответствии с которой ­ГПЗУ не является до­кумен­том, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным до­кумен­том (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. № ­18-­КГ14-96, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 6-КГ12-11, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № ВАС-15255/13, Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2013 г. по делу № А32-35086/2012 и др.).

Таким образом, предъявление органом местного самоуправления заявителю требования о предоставлении им в дополнение к заявлению о выдаче ­ГПЗУ различных до­кумен­тов Минстрой России считает не соответствующим законодательству.

На основании изложенного, прошу довести указанную позицию до уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов муниципальной власти, а также учесть при проведении мероприятий по контролю за органами местного самоуправления по соблюдению законодательства о градостроительной деятельности.

Ю. Рейльян