<Об учете российской организацией — участником КГН для целей налога на прибыль страховых взносов, уплаченных на территории иностранных государств согласно их законодательству с зарплаты работников постоянных представительств организации — иностранных граждан>

Министерство финансов РФ письмо от 16.02.2015 № 03-03-06/1/6868
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете в целях налогообложения прибыли организаций страховых взносов, уплаченных на территории иностранных государств согласно их законодательству с заработной платы работников постоянных представительств российской организации - иностранных граждан, и сообщает следующее.

Из письма следует, что российская организация, имеющая постоянные представительства на территориях иностранных государств, является участником консолидированной группы налогоплательщиков.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций, установленному главой 25 Кодекса) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Согласно пункту 2 статьи 311 Кодекса при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

Поскольку в статье 270 Кодекса не содержится нормы, согласно которой взносы, уплаченные на территории иностранных государств согласно их законодательству с заработной платы работников постоянных представительств российской организации - иностранных граждан, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то, по мнению Департамента, указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Необходимо также отметить, что доходы и расходы зарубежных подразделений (в том числе расходы в виде взносов, уплаченных на территории иностранных государств согласно их законодательству с заработной платы работников постоянных представительств российской организации - иностранных граждан) могут быть учтены при определении консолидированной базы, при условии, что такие доходы и расходы участвуют в определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которая облагается по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ