О порядке применения положений гл. 26.2 и 26.3 НК РФ

Министерство финансов РФ письмо от 31.08.2011 № 03-11-09/55
| официальная переписка | печать

Вопрос:

Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072-ст в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 внесены Изменения.

В частности, к бытовым услугам с 01.04.2011 относятся парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения (код вида услуг 019300).

В связи с вступлением в силу указанных Изменений, с какого периода применяются данные Изменения?

Должны ли с 01.04.2011 применять систему налогообложения в виде ЕНВД организации, осуществляющие деятельность, классифицируемую Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, по коду 93.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты»?

По какому признаку в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД относить хозяйствующих субъектов к организациям коммунально-бытового назначения? Обязаны ли индивидуальные предприниматели и организации, не являющиеся организациями коммунально-бытового назначения, но оказывающие парикмахерские и косметические услуги, уплачивать в отношении данного вида деятельности ЕНВД?

Если индивидуальные предприниматели и организации оказывают услуги солярия в парикмахерских и салонах красоты, подлежат ли они с 01.04.2011 переводу на уплату ЕНВД по данному виду деятельности?

Переводятся ли на уплату ЕНВД организации, оказывающие косметические услуги, услуги солярия или массажных кабинетов в санаториях, домах отдыха, физкультурно-оздоровительных и лечебных учреждениях?

Вправе ли индивидуальные предприниматели, оказывающие населению парикмахерские и косметические услуги и подпадающие после вступления в силу Изменений под уплату ЕНВД, продолжать применять УСН на основе патента?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о порядке применения положений гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с учетом Изменений, внесенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072-ст, и сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

К бытовым услугам согласно ст. 346.27 Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

С 1 апреля 2011 г. в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее — ОКУН), Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072-ст (далее — Приказ № 1072-ст) внесен ряд изменений и поправок, в частности, в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН.

В связи с тем что Приказ № 1072 ст приводит к изменению налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход, его следует относить к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения ст. 5 Кодекса.

Исходя из ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Приказ № 1072-ст опубликован в ИУС «Национальные стандарты», март 2011 г., № 3.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 г., обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 г.

В отношении порядка налого­обложения предпринимательской деятельности в сфере оказания населению парикмахерских и косметических услуг следует учитывать следующее.

С 1 апреля 2011 г. в соответствии с Приказом № 1072-ст в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН выделена отдельная группа услуг — «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения» (код 019300 ОКУН), которые относятся к подразделу 019000 «Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги».

При этом с 1 августа 2010 г. действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» (далее — Санитарные правила), которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 59 (зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2010 № 17694).

В соответствии с п. 2.1 указанных Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).

Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

Данные положения Санитарных правил, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяют сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено.

Учитывая изложенное, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН — «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения», независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения гл. 26.3 Кодекса следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая, соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Также следует отметить, что услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела — по коду 019338 ОКУН.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Одновременно обращаем внимание, что виды услуг, предоставляемые медицинскими и санаторно-оздоровительными учреждениями, предусмотрены в разд. 080000 ОКУН — «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги». В частности, в данном разделе предусмотрены косметические услуги (код 081501 ОКУН), а также прочие санаторно-оздоровительные услуги (код 082200 ОКУН), к которым могут быть отнесены услуги массажного кабинета.

Учитывая изложенное, считаем, что организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019000 ОКУН — «Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги», вправе применять начиная с 1 июля 2011 г. в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно пп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с гл. 26.2 Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается

индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (пп. 37 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса), и в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (пп. 51 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса).

В случае когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.

Таким образом, внесенные Приказом № 1072-ст в ОКУН Изменения не влияют на возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Также сообщаем, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее — Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики — в отношении всех общероссийских классификаторов.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. Трунин