Об утверждении типового положения о подразделении таможенного досмотра таможенного поста

Федеральная таможенная служба приказ от 01.09.2010 № 1603
| нормативные правовые акты | печать

В целях совершенствования таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства Российской Федерации при помещении товаров под таможенные процедуры приказываю:

1. Утвердить прилагаемое типовое положение о подразделении таможенного досмотра таможенного поста (далее — типовое положение).

2. Начальникам таможен (постов со статусом юридического лица) обеспечить в месячный срок:

разработку положений о подразделении таможенного досмотра таможенного поста на основании типового положения и их утверждение;

внесение изменений в должностные регламенты и должностные инструкции должностных лиц подразделений таможенного досмотра таможенных постов.

3. Признать утратившим силу приложение 2 к приказу ГТК России от 9 октября 2001 г. № 974 «Об утверждении типовых положений об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля и об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста».

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.

Руководитель действительный
государственный советник таможенной
службы Российской Федерации
А. Бельянинов

Приложение

Типовое положение о подразделении таможенного досмотра таможенного поста

I. Общие положения

1. Подразделение таможенного досмотра (далее — подразделение) является структурным подразделением таможенного поста.

2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Таможенного союза и Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления и таможни, а также настоящим типовым положением.

3. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности подразделения осуществляет подразделение таможенных процедур и таможенного контроля таможни, а в части выполнения задач и функций, возложенных на подразделение — начальник таможенного поста (при наличии в структуре таможенного поста должности заместителя начальника таможенного поста — заместитель начальника таможенного поста, курирующий подразделение).

4. Подразделение возглавляет начальник подразделения, который подчиняется непосредственно начальнику таможенного поста (при наличии в структуре таможенного поста должности заместителя начальника таможенного поста — заместителю начальника таможенного поста, курирующему подразделение).

5. Работа подразделения строится на основе планов работы таможенного поста и подразделения, сочетания принципов единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы подразделения утверждается начальником таможенного поста.

6. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через соответствующие структурные подразделения таможни во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможенного поста.

7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в подразделении осуществляются согласно установленному порядку.

8. При осуществлении своей деятельности подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

II. Задачи подразделения

9. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства Российской Федерации при помещении товаров под таможенные процедуры.

10. Совершение в пределах своей компетенции таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

11. Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза, а также при помещении товаров под таможенные процедуры.

12. Обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов Таможенного союза, жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды.

13. Проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

14. Осуществление контроля за помещением товаров в зону таможенного контроля, в том числе на склад временного хранения, таможенный склад, свободный склад, магазин беспошлинной торговли и другие места, где могут находиться товары под таможенном контролем, их хранением, в том числе за соблюдением сроков их хранения и выдачей.

15. Обеспечение сбора и обобщения сведений, полученных в результате проведения таможенного досмотра (таможенного осмотра) товаров и транспортных средств международной перевозки.

16. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации.

17. Выявление, предупреждение и пресечение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации.

18. Обеспечение в пределах своей компетенции работы, направленной на противодействие коррупции, ее предупреждение, а также выявление, пресечение коррупционных правонарушений, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

III. Функции подразделения

19. Принимает документы и сведения, представляемые перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, выдает перевозчику подтверждение о прибытии товаров.

20. Контролирует нахождение товаров и транспортных средств международной перевозки в зоне таможенного контроля.

21. Применяет меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях риска.

22. Применяет меры по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным постом по собственному решению без специального указания в профилях риска.

23. Осуществляет фиксацию результатов применения мер по минимизации рисков в соответствии с установленным порядком.

24. Участвует в пределах своей компетенции в выработке предложений о применении форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками.

25. Осуществляет выработку предложений о необходимости формирования проекта зонального профиля риска, срочного профиля риска, ориентировки и доведение их до координирующего подразделения таможни, а при необходимости — до соответствующих структурных подразделений таможни.

26. Подготавливает предложения по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможенного поста и направляет их в таможню.

27. Проверяет достаточность оснащенности места, в котором находятся товары, для проведения таможенного досмотра.

28. Осуществляет таможенный осмотр помещений и территорий в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, на таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

29. Осуществляет таможенный осмотр товаров и транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, в случае необходимости снятие и наложение средств идентификации с учетом особенностей проведения таможенного контроля и таможенных операций в отношении указанных категорий товаров.

30. Осуществляет радиационный контроль товаров и транспортных средств международной перевозки с использованием стационарных и переносных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов с соблюдением мер безопасности.

31. Регистрирует поручение на проведение таможенного досмотра в установленном порядке.

32. Проводит в установленные сроки и в необходимом объеме таможенный досмотр (таможенный осмотр), а также таможенный контроль в иных формах, относящихся к компетенции подразделения, и фиксирует его (их) результаты в установленном порядке.

33. Принимает решение о необходимости продления срока осуществления таможенного досмотра товаров, если представленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах.

34. При выявлении в результате таможенного досмотра признаков нарушения таможенного законодательства принимает меры, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.

35. Осуществляет идентификацию товаров и транспортных средств международной перевозки.

36. Принимает решение о необходимости производства грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами международной перевозки.

37. Накладывает средства идентификации на транспортные средства, грузовые помещения транспортных средств международной перевозки, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, на сами товары, находящиеся под таможенным контролем.

38. Выявляет и пресекает попытки незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

39. Осуществляет контроль за порядком хранения и выдачи товаров, находящихся на временном хранении.

40. Ведет учет товаров и транспортных средств международной перевозки.

41. Контролирует соблюдение режима зоны таможенного контроля.

42. В пределах своей компетенции осуществляет действия, обеспечивающие получение в таможенных целях сведений о товарах, сокрытых от таможенного контроля, тайниках, средствах сокрытия.

43. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с другими структурными подразделениями таможенного поста и таможни, территориальными подразделениями контролирующих и правоохранительных органов Российской Федерации.

44. Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими структурными подразделениями таможенного поста профессиональную подготовку должностных лиц подразделения.

45. Подготавливает статистические формы отчетности по вопросам, относящимся к компетенции подразделения.

46. Осуществляет контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также совершает необходимые таможенные операции в рамках данной таможенной процедуры (в случае отсутствия в структуре таможенного поста подразделения контроля за таможенным транзитом и подразделения специальных таможенных процедур).

47. Участвует в реализации системы мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

48. В пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности.

IV. Права подразделения

49. Подразделение для решения возложенных на него задач и функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение начальнику таможенного поста (при наличии в структуре таможенного поста должности заместителя начальника таможенного поста - заместителю начальника таможенного поста, курирующему подразделение) предложения по вопросам своей деятельности;

2) запрашивать и получать от структурных подразделений таможенного поста согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения;

3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

4) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;

5) требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства международной перевозки, предъявления их для проведения таможенного досмотра (таможенного осмотра) и содействия в его проведении;

6) определять достаточность применяемых форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, таможенного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов ФТС России;

7) использовать при проведении таможенного досмотра (таможенного осмотра) технические средства таможенного контроля;

8) по письменному решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о проведении таможенного досмотра, увеличивать его объем и степень при наличии оснований полагать, что объем и степень, установленные в поручении на таможенный досмотр, не достаточны для соблюдения требований таможенного законодательства;

9) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, для проведения таможенной экспертизы в установленном порядке;

10) контролировать проведение заинтересованным лицом и (или) контролирующим органом отбора проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) требовать от декларантов, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, таможенных представителей и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, производить для осуществления таможенного контроля:

а) взвешивание и (или) иное определение количества товаров;

б) вскрытие грузовых мест (разрезание, распиливание, сверление, стачивание и иные способы);

в) погрузку, разгрузку, перегрузку (перевалку) товаров;

г) иные грузовые операции, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза;

12) вносить предложения руководству таможенного поста о необходимости привлечения специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам в установлении наименования товара;

13) применять различные виды технических средств таможенного контроля, позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.);

14) требовать при проведении таможенного досмотра (таможенного осмотра) обеспечения техники безопасности от владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и других мест расположения зон таможенного контроля;

15) возбуждать дела об административных правонарушениях;

16) участвовать в подготовке предложений об издании, отмене, изменении или дополнении нормативных и иных правовых актов ФТС России;

17) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

V. Заключительные положения

50. Штатная численность подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни (таможенного поста со статусом юридического лица), которое утверждается приказом таможни (таможенного поста со статусом юридического лица).

51. Начальник подразделения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни (таможенного поста со статусом юридического лица). В период отсутствия начальника подразделения исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника подразделения или на иное должностное лицо таможенного поста, назначенное в установленном порядке приказом таможни (таможенного поста со статусом юридического лица).

Другие должностные лица подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом таможни (таможенного поста со статусом юридического лица).

52. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц подразделения регламентируются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

53. Должностные лица подразделения назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

54. Начальник подразделения:

1) руководит деятельностью подразделения на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством таможенного поста при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции подразделения;

3) распределяет обязанности между должностными лицами подразделения;

4) участвует в подборе, расстановке кадров подразделения, обеспечивает соблюдение должностными лицами подразделения служебной дисциплины;

5) создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;

6) вносит начальнику таможенного поста предложения о присвоении специальных званий должностным лицам подразделения, назначении их на должность, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц подразделения;

8) представляет интересы таможенного поста в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию подразделения, в соответствии с установленным порядком;

9) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

55. Начальник подразделения несет персональную ответственность за осуществление возложенных на подразделение функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции подразделения программ, планов и показателей деятельности таможенного поста.

56. Возложение на подразделение функций, не предусмотренных настоящим типовым положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника таможенного поста, не допускается.

Начальник Главного управления
организации таможенного оформления
и таможенного контроля
Д. Некрасов