Работник-северянин отправляется в отпуск с семьей

| консультации | печать
Наша организация расположена на Крайнем Севере. В коллективном договоре с работниками установлено, что мы оплачиваем расходы на проезд в отпуск не только самого работника, но и членов его семьи. Причем данная компенсация в полной сумме выплачивается работнику. Облагается ли она страховыми взносами?

Сразу скажем, что до недавнего времени этот вопрос был спорным. Специалисты Минфина России считали, что компенсация за проезд в отпуск членов семьи работника-северянина облагается страховыми взносами, если выплачивается самому работнику. Однако сейчас вопрос решен в пользу плательщиков страховых взносов.

Во-первых, Верховный суд РФ признал недействующими разъяснения финансистов. А во-вторых, с 3 августа 2018 г. рассматриваемая компенсация не облагается страховыми взносами в силу положений Налогового кодекса. Но обо всем по порядку.

С чего все началось

В период, когда исчисление и уплата страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), проблем с компенсацией расходов на проезд членам семьи работников, трудящихся в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не возникало.

Изначально в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ было прямо сказано, что страховыми взносами не облагается компенсация стоимости проезда в отпуск работника и членов его семьи.

С 2015 г. упоминание о родственниках из этой нормы было исключено. Минтруд России объяснил это тем, что выплаты в пользу членов семьи работника исходя из ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ в принципе не признаются объектом обложения страховыми взносами вне зависимости от положений ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Ведь члены семьи работника не состоят с организацией в трудовых отношениях. Поэтому компенсация их расходов на проезд в отпуск и обратно с 2015 г., так же как и ранее, страховыми взносами не облагается (письма от 25.11.2015 № 17-4/В-573, от 01.10.2015 № 17-4/В-486, от 23.07.2015 № 17-4/В-370).

С 1 января 2017 г. положения Закона № 212-ФЗ как в части объекта обложения страховыми взносами, так и в части освобождения от обложения сумм компенсации по проезду в отпуск и обратно без изменений перекочевали в Налоговый кодекс. Но финансисты начали трактовать эти положения по-иному.

В ответ на запрос налоговиков Минфин России в письме от 22.11.2017 № 03-15-07/77488 разъяснил, что обложение страховыми взносами сумм компенсации расходов на проезд в отпуск членов семьи работника зависит от того, как они выплачиваются. Если компенсацию за проезд членов семьи получает работник, такая выплата облагается страховыми взносами, поскольку производится в рамках трудовых отношений. Если же оплата производится непосредственно члену семьи (то есть денежные средства перечисляются организации, осуществляющей продажу проездных билетов), то стоимость проезда взносами не облагается, поскольку такая оплата производится за физическое лицо, не являющееся работником организации.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 14.06.2018 № 03-15-06/40735, № 03-15-06/40742, от 15.05.2018 № 03-15-05/32492, от 12.04.2018 № 03-15-08/24289. При этом финансисты в письмах от 14.06.2018 № 03-15-06/40735, № 03-15-06/40742 указали, что компенсация проезда в отпуск отнесена федеральным законодательством к числу гарантий, предоставляемых лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и социальный характер данной выплаты направлен на отдых и оздоровление работников и членов их семей. В связи с этим вопрос о включении компенсации членам семьи работников в состав выплат, не облагаемых страховыми взносами, будет рассмотрен в рамках подготовки Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.

Вердикт Верховного суда

Компания, у которой несколько обособленных подразделений находятся в районах Крайнего Севера, обратилась в Верховный суд с заявлением о признании разъяснений Минфина России, данных в письме от 22.11.2017 № 03-15-07/77488, недействующими. Высшие арбитры удовлетворили иск (решение Верховного суда РФ от 14.06.2018 № АКПИ18-393). При этом они указали следующее.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Аналогичное определение объекта обложения содержалось и в Законе № 212-ФЗ.

Поскольку члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, суммы компенсации их проезда в отпуск и обратно страховыми взносами не облагаются на основании подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.

В оспариваемом письме Минфин России обложение страховыми взносами компенсационных выплат неработающим членам семьи ставит в зависимость от способа их уплаты работодателем. Однако такое правовое регулирование не соответствует требованиям закона, закрепляющим, что данные выплаты являются компенсационными, гарантированными государством, в связи с чем не могут быть признаны вознаграждением, выплачиваемым работникам в рамках трудовых отношений, и не облагаются страховыми взносами.

При этом законодатель не связывает компенсационные выплаты со способом их оплаты работодателем. Так, государственные гарантии и компенсации гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом РФ от 19.02.93 № 4520-1. Статьей 33 данного закона предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая устанавливается Трудовым кодексом.

Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Оплате подлежит также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником). Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, устанавливают самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником.

Минфин России в оспариваемом письме фактически ввел новое нормативное правовое регулирование. Он установил, что компенсационная выплата на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членам семьи работника считается таковой и не облагается страховыми взносами только при условии перечисления денежных средств организации, осуществляющей продажу проездных документов. А это не соответствует действительному смыслу норм закона, разъясняемых в письме.

В результате Верховный суд признал абз. 7 письма Минфина России от 22.11.2017 № 03-15-07/7748, где говорится об обложении страховыми взносами суммы компенсации проезда членов семьи, выплачиваемой работнику, недействующим.

Проблем больше нет

Федеральный закон от 03.08.2018 № 300-ФЗ внес изменение в подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ. Согласно поправкам, вступившим в силу с 3 августа 2018 г., не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.