Должник прекратил деятельность в связи с ликвидацией: что делать кредитору, у которого остались требования к нему?

| консультации | печать
Одна компания задолжала нам крупную сумму по договору поставки. Все сроки для оплаты давно вышли, должник свои обязательства до сих пор не исполнил. Некоторое время назад мы узнали, что должник принял решение ликвидироваться, в связи с чем мы направили претензию, однако ответа не получили. В результате мы просто обратились в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности, однако производство по делу было прекращено в связи с ликвидацией стороны в споре. Как выяснилось, ликвидационный баланс общества уже был подписан, была ли в нем отражена задолженность перед нами, нам неизвестно. Налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности нашего должника в связи с его ликвидацией.
Таким образом, получается, что долг нам не вернули и должнику удалось уйти от ответственности. Бывшие учредители отвечают нам, что никакой ответственности не несут. Можем ли мы добиться признания ликвидации недействительной?

Исходя из изложенных обстоятельств, шансы добиться признания ликвидации должника недействительной есть. Для этого кредитору следует обратиться в суд с требованием к ФНС России о признании решения о ликвидации недействительным.

Согласно ст. 61 и 62 ГК РФ общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками общества.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).

Согласно п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.

Из пункта 4 ст. 5, ст. 9 и 21 Закона о госрегистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.

Из изложенных обстоятельств следует, что должник и его ликвидатор были осведомлены о наличии неисполненных обязательств перед компанией-кредитором. Кредитор обращался к должнику с требованием уплатить долг, направил претензию ликвидатору. Между тем, даже зная о наличии требований со стороны кредитора, ликвидационная комиссия не предприняла необходимых мер — не учла эти требования, не произвела расчеты с кредитором.

Президиум ВАС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой установленный ст. 61—64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга (постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 по делу № А46-6896/2010, от 15.01.2013 № 11925/12 по делу № А55-15285/2011).

Как разъяснил Президиум ВАС РФ, процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов, предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования, составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, определению порядка ликвидации. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

ЕГРЮЛ как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации. В связи с этим довод налоговой, основанный на п. 4.1 ст. 9 Закона о горегистрации, о том, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия законодательства форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения, не может являться препятствием для обжалования решения. Прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу.

К подобным выводам неоднократно приходили также арбитражные суды округов (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2014 по делу № А82-14745/2012, АС Волго-Вятского округа от 23.06.2015 № Ф01-2154/2015 по делу № А28-11464/2014, Западно-Сибирского округа от 28.08.2015 № Ф04-22936/2015 по делу № А27-17415/2014).

Поддержала обозначенную правовую позицию и Коллегия по экономическим спорам ВС РФ. В Определении от 15.10.2015 № 305-КГ15-7112 по делу № А40-15395/2014 судьи указали, что «представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения».

Соответственно, в данной ситуации ключевым при рассмотрении спора, скорее всего, станет вопрос доказывания факта уведомления ликвидатора о требованиях кредитора. Если кредитор сможет доказать, что ликвидатор знал о его требованиях, но проигнорировал их, то с большой вероятностью сможет оспорить ликвидацию.