Если компания не использует свои ТС для перевозок, то спецподготовка для ее сотрудников не нужна

| консультации | печать
У нашей организации в собственности два автомобиля, но перевозки мы не осуществляем, сдаем транспорт в аренду. Сейчас идет проверка технадзора за соблюдением положений Федерального закона от 15.11.95 № 196 «О безопасности дорожного движения». Так вот, в ст. 20 этого закона говорится, что организация, эксплуатирующая ТС, должна иметь в штате обученного сотрудника по безопасности дорожного движения, журналы, и т.д. Возник вопрос. Мы предоставили договоры аренды, никаких сотрудников и журналов у нас нет, так как сами мы ТС не эксплуатируем. Должны ли мы все равно иметь в штате сотрудника и вести соответствующие журналы и т.д.? Сотрудники технадзора говорят, что да.
Вопрос с сайта www.eg-online.ru
В 2012 г. в ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о БДД) были внесены изменения: статья была дополнена п. 4, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны в том числе обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (Федеральный закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ). Статья 12.31.1 КоАП РФ преду­сматривает административную ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Основным в вопросе привлечения юридического лица к административной ответственности за неисполнение указанной обязанности является установление факта осуществления им перевозок. Если юридическое лицо имеет в собственности транспортное средство, однако деятельность лица не связана с осуществлением перевозок, то указанные требования на него не распространяются (см. «Судебное решение»). Если транспортное средство сдается в аренду, то принципиальным является вопрос, для каких целей оно сдается в аренду. В случае заключения договора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации согласно ст. 634 ГК РФ на арендодателе лежит обязанность в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Таким образом, в данном случае на собственника транспортного средства распространяются положения ст. 20 Закона о БДД. В случае же предоставления транспортного средства в аренду без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации все обязанности по содержанию, управлению и технической эксплуатации транспортного средства лежат на арендаторе.

Судебное решение

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.12.2014 № Ф09-9141/14 по делу № А34-1766/2014

Управлением МВД России была проведена плановая выездная проверка организации на предмет соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта. По результатам проверки в адрес компании вынесено предписание об устранении нарушений, которым предписано организовать обучение должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и проверки технического состояния транспортных средств при выходе на линию с последующей аттестацией, а также организовать проведение предрейсового технического контроля автотранспорта при выходе на линию.

Компания обратилась в арбитражный суд. Суды трех инстанций согласились с позицией заявителя. В ходе рассмотрения дела суды установили, что перевозку пассажиров автомобильным транспортом, подлежащую лицензированию, компания не осуществ­ляет, водителей в штате не имеет, факт оказания услуг либо выполнения какими-либо конкретными лицами трудовой функции водителя, равно как и факт использования каких-либо конкретных транспортных средств для перевозки, в ходе проверки не был установлен и материалами дела не подтвержден. Поэтому суды пришли к выводу, что требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в том числе обязанность организовать обучение должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и проверки технического состояния транспортных средств при выходе на линию с последующей аттестацией, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый конт­роль технического состояния транспортных средств, на компанию не распространяются.