Учетная политика для торговых организаций

| консультации | печать
Наша организация занимается торговлей продовольственными товарами. Есть ли какие-то особенности, которые мы должны учесть при составлении учетной политики на 2011 г.?

Да, действительно, такие особенности есть. Они обусловлены вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).

По нашему мнению, в учетной политике (как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения) должны быть прежде всего учтены ограничения, установленные Законом о торговле.

В Законе о торговле установлено несколько видов ограничений.

Государственное регулирование цен

Во-первых, введена такая мера, как возможность государственного регулирования цен.

Пунктом 5 ст. 8 Закона о торговле установлено, что в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.

Представляется целесообразным уточнить документооборот организации торговли таким образом, чтобы обеспечить возможность своевременно выявить факт повышения цен. Другими словами, по некоторым видам продовольственных товаров необходимо учитывать не только цены приобретения, но и цены реализации.

Ограничения по выплатам бонусов

Пунктами 4 и 6 ст. 9 Закона о торговле введены ограничения, касающиеся выплаты так называемых бонусов (которые в Законе о торговле называются вознаграждениями) при поставке продовольственных товаров.

В общем случае соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров.

Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Он не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.

В отношении социально значимых товаров установлен полный запрет на подобные вознаграждения.

В связи с введением этого ограничения возникает необходимость обособленного учета подобных вознаграждений (скидок) и фиксация механизма установления их размера.

Первая задача может быть решена посредством внесения дополнительного реквизита в те учетные регистры, в которых содержится информация о заключенных договорах.

При определении предельного размера скидок следует учитывать мнение Минфина России по данному поводу, сформулированное в письме от 13.10.2010 № 03-07-11/411: указанная сторонами сделки рыночная цена реализуемых товаров включает соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. Поэтому вышеназванное вознаграждение, которое не может превышать 10% от цены приобретения продовольственных товаров, по мнению Минфина России, исчисляется исходя из рыночной цены продовольственных товаров, которая указана в договоре и которая включает соответствующую сумму НДС.

В обоснование своей позиции Минфин России ссылается на п. 1 ст. 154 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, и без включения в них налога. При этом согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Кроме того, следует учитывать разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 19.02.2010 № 03-03-06/1/85.

Финансисты указали, что расходы, понесенные поставщиком в связи с договором поставки, должны быть подтверждены в том числе договором поставки, составленным в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона о торговле размер вознаграждения, которое продавец продтоваров выплачивает покупателю за приобретение определенного объема товара, не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Пунктами 11—12 ст. 9 Закона о торговле установлено, что услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания подобных услуг не допускается.

Минфин делает вывод о том, что поставщик продтоваров вправе учесть на основании договора поставки только расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им определенного количества товаров, в размере, не превышающем 10% от цены этих товаров.

Затраты на оплату услуг по продвижению товаров, предусмотренную договором поставки, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Если же между поставщиком товаров и организацией, осуществляющей торговую деятельность, заключен договор на возмездное оказание услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, расходы в виде платы за полученные услуги учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов.

В учетной политике торговой организации имеет смысл отдельно указать схему формирования цены договора поставки — в частности, каким образом в цену договора включаются расходы на маркетинг и рекламу и подлежат ли они налоговому учету (при формировании налоговой базы по налогу на прибыль).

Сроки расчетов

Статьей 9 Закона о торговле введен ряд ограничений по срокам осуществления расчетов при поставках продовольственных товаров.

В зависимости от срока годности товара установлено три ограничения по максимально возможному сроку оплаты — 10, 30 дней (количество дней отсрочки соответствует максимальному сроку годности) и 45 дней (если срок годности выше 30 дней и для алкогольной продукции).

При этом оговорено, что сроки оплаты применяются в тех случаях, когда соответствующее условие (с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность) прописано в договоре поставки. Особенности исполнения условия о сроке оплаты при заключении договоров без указанной оговорки Законом о торговле не детализируются.

По данному ограничению имеет смысл оформить приложением к учетной политике перечень товаров, продаваемых организацией и имеющих ограниченные сроки годности. Данная информация позволит не только избежать финансовых санкций за нарушение Закона о торговле, но и обеспечить дополнительные возможности для управления финансовыми потоками.