Отпускные за общественные работы

| консультации | печать
В связи с тяжелым финансовым положением предприятие с 1 октября 2009 г. вступило в федеральную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области, заключив договор на общественные работы с центром занятости г. Моршанска. Рабочие были переведены на режим неполного рабочего дня (четыре часа) по основному месту работы. На остальные четыре часа они заключили договор по совместительству с руководителем предприятия на выполнение общественных работ, финансируемых центром занятости.

Работнику предоставляется отпуск на 28 календарных дней с 1 апреля 2010 г. Расчетный период он отработал полностью. С апреля по сентябрь 2009 г. его зарплата по основному месту работы составляла 7900 руб., а с октября 2009 г. по март 2010 г. — 3950 руб. По договору общественных работ с 1 октября 2009 г. по 31 марта 2010 г. ежемесячно ему выплачивали 4330 руб.

Как начислить отпускные работнику и учесть суммы, начисленные из средств, возмещенных центром занятости?

Регулирование общественных работ

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, которые ищут работу (п. 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.97 № 875, далее — Положение об организации общественных работ).

Право на участие в таких работах имеют граждане, зарегистрированные в службах занятости в целях поиска подходящей работы, безработные (п. 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Вместе с тем региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда, могут предусматривать организацию общественных работ для занятых работников в случае угрозы массового увольнения (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089). Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Отношения между органами власти субъектов РФ, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда (п. 10 Положения об организации общественных работ).

Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых они проводятся. По решению органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления общественные работы могут финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (п. 21 Положения об организации общественных работ).

С теми работниками, которые направляются на общественные работы, заключаются срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). На них распространяются все права и обязанности, установленные ТК РФ.

Расчет отпускных

Работник, принятый на общественные работы на условиях срочного трудового договора (в том числе по совместительству), имеет право на оплату ежегодного отпуска. При этом для него не важно, за счет каких средств производится оплата.

Средний заработок для оплаты отпуска исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение).

Средний заработок независимо от режима работы работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему зарплаты и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествовавших периоду, в течение которого за ним сохраняется средняя зарплата. Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно.

Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, исчисляется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за расчетный период на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

При работе на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется в указанном выше порядке (п. 12 Положения).

В рассматриваемой ситуации работник принят на общественные работы по совместительству.

Отпускные за работу по совместительству и по основному месту работы определяются отдельно.

По основной работе за расчетный период с 1 апреля 2009 г. по 31 марта 2010 г. ему выплатили 71 100 руб. Среднедневной заработок для оплаты отпуска равен 201,53 руб. (71 100 руб. : 29,4 дн. х 12 мес. ). Сумма отпускных составит 5642,84 руб. (201,53 руб. х 28 дн.).

За общественные работы, выполняемые по совместительству, за расчетный период с 1 октября 2009 г. по 31 марта 2010 г. (шесть месяцев) ему выплатили 25 980 руб. Среднедневной заработок для оплаты отпуска составит 147,28 руб. (25 980 руб. : 29,4 дн. х 6 мес.). Сумма отпускных за общественные работы — 4123,84 руб. (147,28 руб. х 28 дн.).

Таким образом, общая сумма отпускных — 9766,68 руб.

Отметим, что отпускные за общественные работы, выплаченные работодателем, возмещаются ему центром занятости в порядке, определенном договором.

Буква закона

Статья 286 ТK РФ

Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, отпуск предоставляется авансом.

Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.