Льготная приватизация «почтовых» площадей 

| статьи | печать

В статье «Спорные вопросы льготной приватизации» («ЭЖ», 2009, № 48) была затронута тема особенностей права отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности регионов и муниципалитетов. После ее прочтения возник вопрос: может ли субъект малого предпринимательства, арендующий помещение с 1994 г. и по настоящее время у ФГУП «Почта России» в лице директора УФПС Республики Мордовия, действующего на основании устава и доверенности и расположенного на территории Республики Мордовия, претендовать на льготную приватизацию этого помещения? Если да, то какие действия нужно предпринять?

И. Беломарева, г. Рузаевка

К сожалению, в данной ситуации субъекту малого предпринимательства приватизировать арендуемое помещение будет крайне трудно.

Начнем с того, что льготный порядок приватизации арендуемых помещений, установленный Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 159-ФЗ), действует только до 1 июля 2010 г. (п. 3 ст. 10 Закона № 159-ФЗ).

Кроме того, арендуемое вами помещение принадлежит УФПС на праве хозяйственного ведения. Основанием является распоряжение Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р «О создании Федерального государственного унитарного предприятия „Почта России“».

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в информационном письме от 05.11.2009 № 134, право на его приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Закона № 159-ФЗ (то есть по инициативе арендатора, а не на основании включения имущества в прогнозный план приватизации), если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. О невозможности приватизировать арендуемое помещение в порядке, установленном Законом № 159-ФЗ, говорится и в письме Минэкономразвития России от 02.12.2008 № Д05-5449.

Тем не менее некоторые суды считают, что факт нахождения имущества в хозяйственном ведении у предприятия не влияет на право общества подать заявку на приватизацию в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2009 по делу № А32-8386/2009.

Отчуждение имущества в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства — это право, а не обязанность унитарного предприятия (письмо Минэкономразвития России от 31.08.2009 № Д05-4325).

Иными словами, арендатор, конечно, может подать заявку на реализацию преимущественного права приватизации. Однако положительное решение не гарантировано.

Дело в том, что имущество, принадлежащее ФГУП «Почта России», в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р считается федеральной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 159-ФЗ преимущественный порядок приватизации распространяется исключительно на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.

Позиция судов однозначна: имущество учреждений федеральной почтовой связи, которые финансируются из бюджета РФ, относится к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе оно находится (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 24.08.2009 по делу № А14-5972/2008/184/13, от 24.08.2009 по делу № А14-5972/2008/184/13, Северо-Кавказского округа от 26.06.2008 № Ф08-3537/2008 по делу № А53-6896/2007-С2-28).

В статье 24 Федерального закона от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» прямо предусмотрено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

Правда, в ст. 25 Федерального закона от 17.07.99 № 176-ФЗ есть исключение.

С согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, в отношении не используемого в целях оказания услуг почтовой связи имущества, закрепленного за организацией федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения, допускаются сделки с изменением права собственности, которые проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом.

Доказательством использования имущества не «в целях оказания услуг почтовой связи» служит сам факт долгосрочной аренды помещения.

Тем не менее приватизация в такой ситуации проводится в общем порядке: исключительно по решению собственника имущества и только после его включения в прогнозный план приватизации.

Подчеркнем также, что у арендатора приватизируемого имущества не будет преимущественного права приватизации.