Депутаты заметили брошенные земли

| статьи | печать

Госдума в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования оборота земель сельхозназначения. Цель: неиспользуемые пашни и пастбища должны обрести эффективного собственника.

Депутаты намерены дополнить список вопросов местного значения еще одним полномочием, по которому сельские администрации смогут приобретать у формальных владельцев в муниципальную собственность невостребованные наделы для последующей их реализации крестьянским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, производящим сельхозпродукцию. Также они получат право изъятия земель, не используемых по назначению или используемых с нарушением законодательства. Изменения предлагается внести в Гражданский кодекс РФ и Закон о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Приобретенные или изъятые наделы, согласно поправкам в Закон об обороте сельскохозяйственных земель от 24.97.2002 № 101-ФЗ, местная администрация обязана будет передать в собственность или аренду тем, кто сможет на них работать — агрофирмам или фермерам, без проведения торгов. В законопроекте отмечено, что муниципалитеты не могут заниматься хозяйственной деятельностью, то есть извлекать выгоду из перепродажи земли. Предназначение местных властей — создавать условия для свободного предпринимательства на своей территории. Тем самым закон обяжет муниципалитеты не только найти возможности и средства для оформления наделов в свою собственность, но и отыскать покупателей или арендаторов на участки.

Цена земельного участка, передаваемого новому владельцу, предусматривается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а при передаче в аренду — в пределах 0,3% кадастровой стоимости надела.

Таким образом, сельские администрации получат давно желанный источник пополнения доходов местных бюджетов. Но для этого придется основательно поработать с собственниками земельных паев, доставшихся им почти 20 лет назад на прежних колхозно-совхозных угодьях и не используемых все эти годы. Невостребованной может признаваться также земельная доля, собственник которой неизвестен. Сельским чиновникам предстоит навести порядок в учете сельхозугодий. Впрочем, «подобная обуза не отягощает, а радует», — говорит, в частности, глава Селитренного сельсовета Астраханской области Дмитрий Ромохов.

Межа раздора

Во втором чтении законопроект будет рассмотрен в начале марта. И депутаты, возможно, учтут вероятность возникновения конфликта интересов между двумя уровнями местной власти — районной и поселенческой. Земли сельскохозяйственного назначения располагаются, как правило, на территориях, отнесенных к юрисдикции муниципальных районов. Но те, кто на них выращивает урожай и пасет скот, часто живут уже в сельских поселениях, границы которых во многих регионах не обозначены местными законами. Конечно, сельские администрации не захотят оставаться в стороне от дележа земельных кусков и не ограничатся только созывом общих собраний участников долевой собственности на земельный участок. Собирать людей придется не один раз, и вряд ли районные администрации будут несколько раз проводить сходы в селах. Начальники из райцентров не знают, кто здравствует в селе, а кто только числится и давно нашел работу вдали от отчего дома. Им неведомы и сведения об умерших владельцах земельных паев, впрочем, как и информация об их наследниках.

В селах не каждый знает, где находится его земельный пай — на пашне, на лугу, в овраге или у болота. По проекту нового закона общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20% участников общей долевой собственности или владеющих более 50% долей в праве общей собственности на данный участок. На самом деле обеспечить это будет весьма непросто, это может способствовать созданию конфликтных ситуаций и порождать споры о собственности, в том числе между соседними муниципалитетами. Но вот возможность возникновения межмуниципальных коллизий законопроект вообще не рассматривает.

В 1992—1994 гг. 12 млн жителей сел и деревень получили земельные ваучеры. Средний возраст их обладателей тогда равнялся 43 годам. Теперь, по экспертным заключениям, таких осталось чуть более 10 млн. Не все они знают, что делать с паями, как, скажем, жительница села Передняя Бырка Борзинского района Забайкальского края Фекла Батожапова, которая хочет «по уму» распорядиться собственностью. Но для этого надо вначале собрать в одном месте других владельцев соседних земельных паев. «Где их искать?!» — сетует женщина.

Сегодня 82% находящейся в обороте пашни обрабатывается сельскохозяйственными организациями и фермерами на птичьих правах — в добром согласии с владельцами земельных паев или по договору аренды с ними (см. «ЭЖ», 2010, № 4). Из 115 млн га сельскохозяйственных угодий, доставшихся в виде паев сельским жителям, оформлено в собственность только 18 млн га.

Комментарии

Василий Звягинцев,
ответственный секретарь научно-экспертного совета
при комитете Думы по аграрным вопросам

Надо срочно внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, на совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, чтобы обеспечить целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Без муниципальной организационной поддержки процесс оформления прав на земельные доли растянется на много лет. Поэтому необходимо законодательно установить, что до 1 января 2011 г. органы местного самоуправления обязаны организовать первое общее собрание собственников земельных долей и рассмотреть на нем такие вопросы:

— о перечне невостребованных земельных долей, который после утверждения общим собранием будет документом, на основании которого суд сможет признать муниципальную собственность на эти доли;

— проекте границ земельного участка, остающегося в долевой собственности тех граждан, которые сегодня реально существуют и желают передать земельные доли в аренду или внести их в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственных организаций;

— избрании лица, уполномоченного действовать в дальнейшем от имени собственников земельных долей при согласовании границ, постановке земельного участка на кадастровый учет, регистрации прав на этот участок, заключении договора аренды.

Расчеты показывают, что в муниципальную собственность перейдет 22 млн га невостребованных земельных долей. При распродаже земель для ведения сельскохозяйственного производства по цене 15% от кадастровой стоимости местные бюджеты получат 55 млрд руб., а затраты на организационные работы (созыв и проведение общих собраний дольщиков, составление списка собственников невостребованных земельных долей, межевание и кадастровый учет земельных участков) составят 9 млрд руб.

Олег Громов,
депутат Законодательного
собрания Томской области

Сегодня в нашей области не обрабатывается до 70% плодородных земель. С философией нового законопроекта я знаком через вашу газету. У меня тоже накопилось много писем от избирателей о том, что невозможно оформить земельные участки путем выделения паев односельчан. У людей просто нет денег на межевание, кадастровую оценку, государственную регистрацию собственности. Есть жалобы, что арендаторы не платят за пользование земельными долями граждан.

О законопроекте. Я, честно сказать, удивляюсь оторванности федеральных коллег от реальной ситуации на селе. Земля невостребована, потому что на ней невыгодно работать.

Сомневаюсь, что все радикально изменится после того, как ответственность на землю переложат на органы местного самоуправления.