Мощней, еще мощней!

| статьи | печать

Реформа энергетики затронула и гидроэлектростанции (ГЭС). Как и большинство объектов Единой энергосистемы России, их производственное оборудование требует скорейшей реконструкции для более полного освоения гидропотенциала страны. Ведь в условиях увеличения энергопотребления новые гидромощности будут крайне необходимы.

ГЭС — наиболее рентабельный способ генерации электроэнергии, так как в основе ее получения лежит возобновляемый источник, не требующий топлива.

Среди других существенных преимуществ: воспроизводимость ресурсов, отсутствие токсичных отходов, низкие эксплуатационные затраты, возможность использования водохранилищ для различных хозяйственных нужд (судоходство, ирригация, рыбное хозяйство, водоснабжение, рекреация).

Соответственно стратегической задачей развития энергетики является увеличение гидрогенерирующих мощностей (общемировая тенденция). Но основной фактор, снижающий их инвестиционную привлекательность, — это высокая капиталоемкость и большие сроки окупаемости.

Сейчас в отрасли наблюдается нерадужная картина. Половина крупных ГЭС эксплуатируются более 30, а иные и 70 лет. Они давно выработали свой нормативный ресурс. В то же время спрос на электроэнергию растет вслед за увеличением энергопотребления внутри страны и наращиванием ее экспорта. Кроме того, предстоящая либерализация газового рынка и переход на твердое топливо грозят значительным ростом тарифов на электроэнергию газовых и угольных электростанций и таким образом увеличивают конкурентоспособность гидроэнергетики.

Энергостратегией России на период до 2020 г. предусмотрен ввод новых гидромощностей в объеме 11,2 млн кВт. В настоящий момент идет строительство 16 ГЭС в Сибири, на Востоке, Северо-Западе и Юге европейской части РФ с общей мощностью 9 млн кВт и годовой выработкой 35 млрд кВт●ч.

Кроме того, еще с советских времен не закончено строительство Зарамагских (в Северной Осетии) и Ирганайской ГЭС (в Дагестане). Причина кроется в их хроническом недофинансировании. К тому же руководство РАО «ЕЭС России» значительные финансовые ресурсы отвлекает на возведение комплекса Сангтудинских ГЭС в Таджикистане, что, безусловно, сокращает объем государственных инвестиций на российских объектах.

Структура собственности в гидрогенерации на сегодня следующая: у РАО «ЕЭС России» сконцентрировано 24 млн кВт мощностей, в частности ГидроОГК – 21 млн кВт и ТГК-1( Северо-Запад) — около 3 млн кВт. Еще 15 млн кВт вырабатывает ОАО «Иркутскэнерго» (Красноярская ГЭС — 6 млн кВт, Братская — 5 млн и Усть-Илимская — 4 млн кВт). Еще 7 млн кВт вырабатывают мелкие частные ГЭС.

Сейчас перед энергетиками стоят три главные задачи:

  • модернизация действующих ГЭС;
  • повышение инвестиционной привлекательности новых проектов;
  • улучшение качественных характеристик используемого оборудования, в том числе поставляемых отечественными энергомашзаводами.


Для скорейшего достижения этих целей необходимо в первую очередь разработать и принять технические регламенты, определяющие требования к надежности функционирования объектов электроэнергетики и ЕЭС России в целом, а затем на государственном уровне заняться решением проблемы энергодефицитных регионов.

Кроме того, необходимо упорядочить законодательство, так как сейчас отрасль регулируется 11 законами, 4 кодексами, 6 указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а еще ведомственными нормативно-правовыми актами, которых более 50 тыс. Сплошь и рядом они противоречат друг другу.

На носу также принятие Водного кодекса, регулирующего водопользование.

Какая связь между ним и его инвестициями в водную инфраструктуру? По мнению экспертов, прямая, так как в действующей редакции плохо прописаны вопросы финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Налог ведь платят все водопользователи, а бюджетные средства они получают совершенно по-разному. Такую несправедливость необходимо устранить, полагают специалисты.

Рустэм ХАМИТОВ, руководитель Федерального агентства водных ресурсов:

— Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по запасам воды, но свой потенциал использует слабо… Новый Водный кодекс все объекты (кроме прудов и обводненных карьеров) закрепляет в федеральной собственности. Управление ими будут осуществлять правительство и субъекты РФ. Вместо лицензий будут заключаться договоры между администрацией региона и пользователем с последующей регистрацией в федеральном реестре. То есть единого хозяина на водном объекте не будет. Останется правило «двух ключей». Планируется, что новый закон вступит в силу уже в следующем году.

Вячеслав СИНЮГИН, председатель правления ОАО «ГидроОГК»:

— Первой стратегической целью федеральной гидрогенерирующей компании является обеспечение системной надежности и безопасности работы. В рамках этого сейчас проводится обследование станций, на которых основные агрегаты работают около 70 лет (были построены еще по плану ГОЭЛРО).

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, директор Департамента структурной и инвестиционной политики Минпромэнерго:

— Инвесторы могут быть частные, даже иностранные, но роль государства в гидрогенерации должна оставаться определяющей… Средства инвестиционного фонда планируется использовать на строительство комплекса ГЭС в Нижнем Приангарье (Красноярский край)... Разработка технических регламентов — самый недоделанный кусок работы в модернизации ГЭС.

Максим БЫСТРОВ, руководитель Департамента государственного регулирования тарифов МЭРТ:

— Проект в Нижнем Приангарье, который планируется осуществить за счет средств инвестфонда, позволит решить две глобальные задачи: во-первых, достроить Богучанскую ГЭС (совместно с РУСАЛом) и, во-вторых, экспортировать в КНР 8,6 млн кВт электроэнергии.

К сведению

46 млн кВт — мощность всех гидроэлектростанций России на 1 января 2006 г. (пятое место в мире). Это 22% от всей электрогенерации. Причем в Сибири удельный вес ГЭС 50%, на Дальнем Востоке — 29, в европейской части — всего 12%, а суммарная мощность 13 крупнейших станций 75,7%.