Бизнес с чистой совестью: антология взятки

| статьи | печать

Что такое взятка или откат, в общих чертах сегодня знают практически все. Бизнесу нередко приходится «благодарить» чиновников за решение важных вопросов. О негативных последствиях обе стороны, как правило, забывают. Но достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры, чтобы убедиться: возбужденных уголовных дел и вступивших в силу приговоров по фактам взяток становится все больше. Когда подарок становится взяткой? Как изобличить коррупционера и не потерять свое имущество?

Подарок без последствий

В статье 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлен запрет для госслужащих получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от граждан и компаний (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.

Исключение сформулировано в ст. 575 ГК РФ: госслужащим и служащим органов муниципальных образований можно преподносить подарки не дороже 3000 руб. Подчеркнем: речь идет именно о дарении, не предусматривающем «встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства» (ст. 572 ГК РФ) со стороны того, кто принимает подарок. Подобные подношения распространены в канун Нового года и других общепринятых праздников.

И все-таки взятка!

Если одаряемому необходимо выполнить определенное действие (бездействие) с использованием служебного положения, презент независимо от стоимости является взяткой. Факт одной взятки предусматривает совершение двух видов преступлений: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ) — и наказание понесут обе стороны.

Взятка признается таковой, если одаряемый является представителем государственной или местной власти. Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).

Согласно ст. 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если за взятку совершаются незаконные действия (бездействие), получателю вознаграждения «светит» лишение свободы от 3 до 7 лет с запретом занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Под действиями (бездействием) должностного лица, которые оно должно совершить в пользу взяткодателя, понимаются такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. Незаконные действия должностного лица не вытекают из его служебных полномочий, совершаются вопреки интересам службы и могут содержать признаки преступления либо иного правонарушения. Такие разъяснения дал Пленум ВС РФ в постановлении от 10.02.2000 № 6 (далее — постановление № 6).

Крупный размер взятки (свыше 150 000 руб.), участие в передаче и приеме взятки группы лиц по предварительному сговору, а также сопряженное с вымогательством — это квалифицирующие признаки преступления, усиливающие ответственность. В этих случаях наказание ужесточается до лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Не останется безнаказанным и тот, кто дает взятку. По статье 291 УК РФ дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом до 200 000 руб. или лишением свободы до 3 лет. Взятка должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) влечет более суровое наказание: штраф до 500 000 руб. или лишение свободы на срок до 8 лет.

Взятка или откат?

Многие полагают, что откат равнозначен взятке, но это не совсем так. Если речь идет о вознаграждении чиновников, то есть лиц, приближенных к власти, включая представителей органов местного самоуправления, откат имеет все признаки взятки. Как правило, откат используется в отношениях между хозяйствующим и иными субъектами, не обладающими властными полномочиями на уровне государства, субъекта РФ или местного органа власти. Еще одно отличие отката от взятки: он вызывает заинтересованность не в решении конкретного вопроса, а в полном и успешном осуществлении сделки (обычно откат составляет определенный процент от суммы сделки).

В качестве получателя отката может выступать любой более или менее влиятельный сотрудник коммерческой или некоммерческой организации: главный бухгалтер, финансовый директор, начальник отдела продаж, начальник отдела поставок организации — контрагента по данной сделке. Такое подношение называется коммерческим подкупом и наказывается по ст. 204 УК РФ (ответственность несут обе стороны).

Незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказывают, в частности, штрафом до 200 000 руб. либо лишением свободы на срок до 3 лет. Однако негативные последствия в виде уголовного преследования лиц, дающих и берущих откат, могут наступить при выполнении двух условий:

• о преступлении узнали правоохранительные структуры и стимулирующим деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства;

• вред причинен коммерческой или иной организации, где работает лицо, привлекаемое к ответственности, и уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Ответственность за откат наступит при наличии причиненного вреда, тогда как взятка наказуема в любом случае, если правоохранительные органы узнали о преступлении и должным образом отреагировали.

Предмет взятки или подкупа

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Под выгодами имущественного характера, как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении № 6, следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. О взятке можно говорить и в ситуации, когда имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Судьба взятки и подкупа

Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате передачи взятки или подкупа, подлежат конфискации (ст. 104.1 УК РФ) и обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ как нажитые преступным путем. Это общее правило.

Бывает, что взяткодатель либо лицо, совершившее коммерческий подкуп, добровольно сообщают о совершении преступления и на этом основании освобождаются от уголовной ответственности. Но это не означает, что в их действиях нет состава преступления, поэтому их нельзя признать потерпевшими и они не могут требовать возвращения ценностей, переданных в виде взятки или подкупа.

Иное дело, когда тот, у кого требуют взятку (подкуп), добровольно заявит об этом в правоохранительные органы, которые имеют право возбуждать уголовное дело и под контролем которых и пройдет передача ценностей, — с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этом случае ценности вернут владельцу.

Еще одно исключение предусмотрено для тех, кто столкнулся с вымогательством и для предотвращения вредных последствий был вынужден передать вымогателю, например, деньги. Они подлежат возврату их владельцу. Однако факт вымогательства подтвердить практически невозможно. Так что, становясь участником операции по изобличению коррумпированного чиновника, помните, что подготовку предмета взятки лучше возложить на правоохранительные органы, дабы не остаться с чистой совестью и без денег.

Кстати

Представители власти — кто они?

Пленум ВС РФ в постановлении от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» отметил, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Организационно-распорядительные функции включают руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям, в частности, относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений.