Власти дошли до лампочки накаливания

| статьи | печать

Желание сэкономить на электроэнергии дорого обходится россиянам, поскольку большую часть рынка энергосберегающих лампочек занимают некачественные товары. Они выходят из строя намного раньше положенного срока и просто опасны для здоровья. Такие лампы производятся в основном в Китае. Президент подписал закон, который стимулирует их продажи.

Обычно термин «энергосберегающая лампа» применяется в отношении компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) — второго в мире по распространению источника света после ламп накаливания. По оценкам Research Techart, объем российского рынка КЛЛ в 2009 г. составит 59,78 млн штук и превысит показатель 2008 г. примерно на 20%.

Рынок КЛЛ несмотря на кризис развивается. Многие пробовали установить дома энергосберегающую лампочку, но не для всех этот опыт оказался успешным. Непривычный свет, чувствительность к перепадам напряжения и условиям эксплуатации, невозможность регулировать яркость и применить подсвеченные выключатели без специальной доработки заставляют потребителей возвращаться к лампам накаливания.

К тому же после выведения из эксплуатации люминесцентную лампу надо утилизировать. Хотя сегодня россияне не придают этому значения, выбрасывая лампочки с мусором. Содержащие пары ртути люминесцентные лампы могут нанести вред здоровью граждан и экологии. В Москве перегоревшие люминесцентные лампы должны бесплатно принимать для дальнейшей переработки в районных ДЕЗах или РЭУ, где установлены специальные контейнеры. Созданы пункты приема в других регионах, но единой системы утилизации в стране нет.

Энергосберегающие лампы в несколько раз дороже ламп накаливания, но большинство из них выходит из строя в первые месяцы эксплуатации. Причина — в низком качестве продукции. Дело в том, что в России нет стандартов, которым они должны отвечать, и рынок заполняется некачественным китайским товаром.

Отличить хорошую лампочку от плохой на глаз практически невозможно, потребители вынуждены выбирать наугад. Продажи некачественных осветительных приборов увеличиваются, и компании, руководствуясь выгодой, снова заказывают продукцию в Китае.

«Такая ситуация общая для всех стран, где расширяется применение энергосберегающих технологий, ведь эти лампы относительно новая, „молодая“ продукция, разумеется, не свободная от недостатков и низкой надежности», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Алексей Калинин, старший менеджер Департамента государственного консалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем».

Сегодня многие страны задумались об оптимизации энергопотребления. С 2009 по 2013 г. традиционные лампы накаливания будут запрещены в Евросоюзе, Австралии и США. В России по указанию Президента РФ Дмитрия Медведева Минэкономразвития тоже подготовлен поэтапный график отказа от ламп накаливания.

Вопросы

Некорректно утверждать, что ситуация с поставками на рынок плохой продукции едина для всех стран, где занимаются энергосбережением. В Евросоюзе действуют жесткие стандарты качества CEN/CENELEC (Европейской комиссии по стандартизации/Европейского комитета по электротехническим стандартам). В России стандартов на энергосберегающие товары нет и практически можно продавать все что угодно.

И производить можно тоже без учета соответствующих сегодняшнему дню стандартов. Построить же ламповый завод в России сейчас недорого. Это обойдется в 60—80 млн долл. И уже есть планы строительства ряда предприятий по производству энергосберегающих ламп. Ниша-то свободна: доля отечественных ламп на рынке — 2%.

Некоторые эксперты
уверяют, что только налаживание производства ламп в стране способно решить проблему их качества. Тем не менее бизнес постарается производить товар с минимальной себестоимостью. И если нет жестких стандартов качества, значит, нет смысла тратиться на организацию высокотехнологичного производства.

«Именно выпуск качественной продукции с последующим добросовестным выполнением гарантийных обязательств является залогом успеха. А поддержание качества продукции и сервиса на должном уровне позволит не только обеспечить внутренний рынок высокоэффективным оборудованием, но и выйти на зарубежный», — возражает Анатолий Романовский, исполнительный директор ООО «Акроникс».

«Качество продукции определяется не столько нормативами, сколько спросом», — отмечает А. Калинин.

Зачем тогда Европа из года в год ужесточает стандарты и строго следит за их соблюдением?

Контроль при рынке никто не отменял. Но важно, что сначала принимаются стандарты, а уже потом законы о запретах. Почему? Потому, что стандарты закрывают дорогу на рынки некачественному товару из того же Китая. А значит, позволяют сохранить или организовать новые рабочие места в ЕС. Причем не только на производстве, но и в науке: надо изобретать, разрабатывать новые технологии на всех этапах реализации энергосберегающей стратегии — от производства лампочек до способов их сбора и утилизации.

Когда европейцы принимали стандарты, то просчитывали, сколько людей в результате потеряют работу на старых производствах, сколько ее получат на новых, как это скажется на собираемости налогов и проч. И только после анализа всех расчетов в ЕС приняли закон о запрете, в данном случае ламп накаливания.

В России, похоже, пока все наоборот. Сначала — закон, затем — размышления о том, к чему он приведет.

Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (№ 261-ФЗ), подписанный президентом Д. Медведевым в конце ноября, с 1 января 2011 г. вводит запрет на оборот в Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. Предусмотрен запрет на оборот менее мощных ламп, но окончательное решение по данному вопросу будет принято позднее. Экономических обоснований выгоды для отечественного производителя от этого закона «ЭЖ» обнаружить не удалось.

Опыт конкурентной борьбы российских производителей с китайскими пока показывает одно: на определенном этапе в предчувствии полного и окончательного поражения отечественные производители начинают слезно просить власти закрыть границы и административно поднять цены на продукцию конкурентов.

Шансы

Как раз в производстве современных энергосберегающих товаров российские производители и разработчики могли бы получить преимущество перед китайскими. Лучше было подумать об этом до подписания закона. Но и теперь еще есть шанс.

А. Калинин прогнозирует, что скоро мы будем наблюдать на рынке энергосберегающих ламп тенденцию перехода от технически не очень надежных люминесцентных ламп к светодиодному энергосберегающему оборудованию, срок службы которого более 50 000 часов. Это дело не двух-трех лет, а гораздо большего времени.

В отличие от популярных источников освещения, которые достигли своей максимальной световой эффективности, светодиоды приблизились к 10% своих возможностей. Причем, по словам А. Романовского, в сегменте светодиодного оборудования отечественные производители уже успели себя зарекомендовать с хорошей стороны. Технологии развиваются, совершенствуются материалы, появляются новые решения, позволяющие как расширить сферу применения светодиодной продукции, так и улучшить технические характеристики без существенного отражения на стоимости. По мере того как отрабатывается технология производства, приобретается опыт, увеличивается объем выпускаемой продукции — снижаются и производственные затраты. Поэтому развитие собственного производства позволит обеспечить российских покупателей качественной и недорогой продукцией.

Таким образом, можно бы начинать готовить новый закон или поправки к подписанному, только на сей раз уже с расчетом на выгоду для передовых российских производств. Тем более что сейчас российские производители, по словам А. Романовского, выпускают отличное светодиодное оборудование, которое, по его мнению, выгодно отличается качеством, долговечностью и ценой от зарубежных аналогов. Кроме того, отечественные предприятия дают гарантии на свою продукцию и в случае несоответствия указанным требованиям их можно привлечь к ответственности.