Ненужному органу назначен СРОк

| статьи | печать

Глава Росстроя Сергей КРУГЛИК заявил, что существующая система лицензирования строительных компаний неэффективна и не позволяет выявлять недобросовестных застройщиков. Поэтому в России необходимо создать несколько саморегулируемых организаций (СРО). Прототипом их могли бы стать сложившиеся профессиональные союзы.

Формальным поводом для слета руководителей структурных подразделений ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» (ФЛЦ), который прошел на этой неделе, стал традиционный годовой отчет. Год 2005-й не привнес в жизнь федерального агентства ничего нового. Было выдано 73,8 тыс. строительных лицензий, в том числе свыше 330 — иностранным компаниям, что примерно соответствует уровню прошлых лет. Сотрудники ФЛЦ провели более 43 тыс. проверок, в результате которых было аннулировано 4 тыс. лицензий, вынесено предупреждений 8784 организациям.

Кроме того, были выявлены 82 фирмы, занимающиеся строительством без лицензии. Свыше десятка судебных дел против компаний, засветившихся в скандалах с обманутыми дольщиками, также закончились отзывом лицензий. Последней «пострадала» «Социальная инициатива», у которой 6 февраля приостановлено действие лицензии.

Так что чиновники ФЛЦ с гордостью рапортуют, что «профессиональный состав и квалификация специалистов» всех 94 региональных подразделений центра «позволяют эффективно и качественно решить задачи, поставленные перед ним».

Между тем, судя по высказываниям руководства Росстроя, ни о какой эффективности ФЛЦ не может быть и речи. Скорее наоборот: проследить за деятельностью 190 тыс. российских организаций и индивидуальных предпринимателей и 736 иностранных компаний, работающих на строительном рынке, реально никто не в состоянии. «Серьезного влияния процедура лицензирования, которая носит формальный характер, на рынок строительства не оказывает», — заявил на пресс-конференции глава Росстроя Сергей Круглик.

Впрочем, вопрос о ФЛЦ уже решен. С 1 января будущего года правительство намерено отменить лицензирование строительной деятельности, а вместо этого ввести систему СРО, которые не просто возьмут на себя функции общественного контроля, но и будут нести перед потребителем материальную ответственность за деятельность профессиональных игроков. ФЛЦ в итоге, как выразился один из выступавших, оказывается «ненужным органом».

На все про все отпущено 10 месяцев, однако пока нет ни СРО, ни технических регламентов, регулирующих деятельность строительных компаний по новым правилам. Поэтому не исключено, что срок действия лицензий может быть продлен еще на год. Окончательное решение, по словам председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, парламентарии примут в июле.

В любом случае введение СРО не за горами. Следствием этого, по мнению Круглика, будет консолидация и укрупнение рынка, поскольку именно крупные компании смогут взять на себя солидарную ответственность за качество строительства. Мелким игрокам, чтобы выжить, останется работать исключительно «на подхвате». Тем не менее многие крупные компании против отмены лицензирования из-за риска, что если правительство не успеет создать саморегулируемые организации, альтернативные ФЛЦ, то деятельность рынка может оказаться парализованной.