Работа - на бензин!

| статьи | печать
Галопирующий рост цен на топливо — свыше 200% за 2003—2005 гг. — поставил отечественные транспортные компании на грань выживания. Как создать условия для рентабельной работы предприятий отрасли, обсуждали участники внеочередного съезда Союза транспортников России, который проходил в Торгово-промышленной палате.

Рост цен на углеводороды последние три года отрицательно повлиял на экономическое развитие почти всех стран мира.

Однако в Европейском союзе последствия топливного шока были значительно смягчены продуманной экономической политикой руководства этих стран. Они активно использовали жесткие рамочные механизмы для госмонополий и гибкие рыночные инструменты для сектора свободной экономики, сумев создать эффективную систему, позволяющую держать ценообразование под контролем.

В России же, которая обеспечивает энергоресурсами почти треть стран мира, цены на топливо выросли за последние три года на 235%. В результате в структуре себестоимости транспортных компаний резко увеличилась доля топливной составляющей: в авиации — до 50%, грузовом транспорте — 42, морском и речном — 32, в автомобильном — до 23%.

Чтобы выжить в таких жестких ценовых условиях, транспортники вынуждены сокращать расходы на оплату труда, у них почти не остается средств на обновление подвижного состава, что, в свою очередь, создает проблемы для сопредельных отраслей, в частности транспортного машиностроения.

Сегодня ситуация осложняется еще и тем, что в руководстве экономических ведомств некоторые чиновники поддерживают идею выравнивания внутренних цен на энергоресурсы с уровнем промышленно развитых стран.

Если данная точка зрения возобладает, то цены на топливо (а вслед за ними и транспортные тарифы) взлетят в ближайшее время еще минимум на 40%.

По оценке экспертов Союза транспортников России, сторонники такого подхода не учитывают национальные особенности нашей экономики. Из-за тяжелых климатических условий отечественный подвижной состав расходует топлива на 20% больше, чем в Западной Европе, а содержание производственных и бытовых помещений обходится нашим компаниям в 2 раза дороже. Кроме того, эксплуатируемые в России автомобили, самолеты и другая техника имеют энергетическую емкость на 30% выше, чем в развитых государствах.

Сдержать «топливную» инфляцию, по мнению транспортников, может жесткое антимонопольное законодательство. Прежде всего нужно доработать проект закона «О защите конкуренции», который должен предусматривать серьезные санкции в размере 10% от доходов компаний, ведущих нечестную игру на рынке, и ясные механизмы их применения.

Кроме того, транспортники считают необходимым активнее внедрять в нашей стране международные стандарты финансовой отчетности, которые повысят транспарентность компаний ТЭК и сделают их работу более доступной для контроля со стороны государственных органов.

Для стимулирования освоения энергосберегающих технологий участники внеочередного съезда предлагают доработать проект закона «О финансовой аренде (лизинге транспортных средств)».

Мощную господдержку обещал отечественным перевозчикам заместитель министра транспорта Александр Мишарин, принявший участие в работе съезда. По его словам, определенные меры по стабилизации цен на топливо уже предусмотрены в Транспортной стратегии России, одобренной правительством в прошлом году.

Правда, низкие цены на топливо привели к тому, что энергоемкость транспорта у нас сегодня значительно выше зарубежных аналогов...

К сведению

Цены на бензин А-95 за 2002—2005 гг. выросли на:0,8% — в Австрии;

21% — в Великобритании;

26% — в Германии;

26% — во Франции.

Источник: Союз транспортников России