Чем грозит энергосбережение

| статьи | печать

Президент РФ не раз заявлял, что переход к инновационной экономике невозможен без стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эти идеи воплотились в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Последствия такого стимулирования компании почувствуют уже с 2010 г.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее — Закон) давно обсуждается в обществе. Больше всего шума наделало нововведение, запрещающее использовать электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые с 1 января 2011 г. не будут допускаться к обороту на территории РФ. С 1 января 2013 г. может быть введен запрет на оборот ламп накаливания мощностью от 75 Вт, а с 1 января 2014 г. — от 25 Вт. Поскольку в тексте Закона использована формулировка «может быть», сроки отмены ламп мощностью от 75 до 25 Вт могут быть изменены.

Кого коснутся нововведения

Новые правила энергосбережения затронут отечественных производителей и импортеров некоторых групп товаров. Так, производимые на территории России и импортируемые для оборота энергопотребляющие и электронные товары (в частности, из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники) должны будут содержать информацию о классе энергетической эффективности в прилагаемой технической документации, маркировке и на этикетках. На бытовые энергопотребляющие устройства такую информацию производители и импортеры должны наносить с 1 января 2011 г., на компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и организационную технику — с 1 января 2012 г. В отношении иных товаров эти сроки установит Правительство РФ.

С 1 января 2011 г. начнут действовать новые требования энергетической эффективности, которые должно установить Правительство РФ в отношении зданий, строений и сооружений. Они будут включать критерии, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение требований (застройщик, собственник здания, строения, сооружения), и сроков их выполнения.

Собственникам зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), дается год (до 1 января 2011 г.) на оснащение объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также на ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Кроме того, для ряда организаций Закон вводит обязательное энергетическое обследование. Помимо государственных и муниципальных организаций, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, его обязаны проходить все компании, деятельность которых связана с производством и (или) транспортировкой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычей природного газа, нефти, угля, производством нефтепродуктов, переработкой природного газа, нефти, транспортировкой нефти, нефтепродуктов, а также организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год. Провести указанное обследование они должны до 31 декабря 2012 г.

Ответственность за нарушения

Нарушителей правил, предусмотренных Законом, ждет административная ответственность. Новая ст. 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» КоАП РФ начет действовать через полгода после вступления в силу Закона. Она, в частности, предусматривает административную ответственность за выпуск производителем или ввоз в Россию импортером товара без информации о классе его энергетической эффективности и иной обязательной информации и за реализацию товаров без указанной информации. За такое нарушение организациям придется уплатить штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией или без.

Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет для компаний штраф от 500 000 до 600 000 руб.

Льготы

Закон предусматривает несколько налоговых льгот для компаний, внедряющих и использующих энергоэффективные объекты.

Уже в 2010 г. организации, осуществляющие инвестиции в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности (в том числе многоквартирных домов), относящихся к возобновляемым источникам энергии, объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии с коэффициентом полезного действия более 57%, и иных объектов, технологий с высокой энергетической эффективностью, получат право на инвестиционный налоговый вычет (п. 1 ст. 67 НК РФ).

Кроме того, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам с высокой энергетической эффективностью (по перечню Правительства РФ) или к объектам высокого класса энергетической эффективности, организации смогут применять специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2. Такая возможность установлена в п. 1 ст. 259.3 НК РФ.