Контроллинг результатов деятельности предприятия

| статьи | печать

Рассмотрим на примере одного из авиационных предприятий технологию проведения анализа результатов его деятельности за I квартал текущего года с выработкой предложений для принятия управленческих решений.

Цель контроллинга сбыта и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия — ориентация его деятельности на получение прибыли (доходности) от вложенных средств и обеспечение ликвидности предприятия.

Исходной информацией для формирования таблицы отклонений и расчета аналитических показателей служат план продаж за I квартал 2009 г., бюджет доходов и расходов за I квартал 2009 г., которые представляет контроллерам планово-экономический отдел, и отчет о прибылях и убытках (фактический) за I квартал 2009 г. из бухгалтерии предприятия (табл. 1).

Начальным этапом индикативного режима контроллинга является формирование таблицы отклонения фактического финансово-экономического результата от запланированного результата.

В I квартале 2009 г. финансовым результатом авиационного завода был убыток в размере 3 484 000 долл., что составило отклонение от запланированного значения на 11 723 000 долл. (табл. 1).

Аналитическими коэффициентами индикативных зон при оценке приемлемости финансово-экономического состояния предприятия является рентабельность производства продукции и рентабельность продаж. Данные показатели определяют индикативную зону для оценки эффективности сбыта продукции. Границей индикативной зоны являются нормативные среднеотраслевые показатели рентабельности. По последним статистическим данным, для авиастроительной промышленности среднеотраслевой показатель рентабельности продаж равен 15%.

Фактический показатель рентабельности продаж имеет отрицательное значение, что однозначно характеризует неприемлемое состояние предприятия.

Далее наступает ретроаналитический режим контроллинга, позволяющий определить и проранжировать причины неудовлетворительности результатов деятельности предприятия.

Следующий этап — привлечение дополнительной информации. В данном случае необходимо рассмотреть выполнение плана продаж и определить, по какой причине увеличился объем выручки (на 98%), а также структуру себестоимости реализованной продукции в связи с ее ростом на 156% (табл. 1).

Структура исполнения плана продаж существенно отличается от запланированной. Значительно увеличился объем услуг сторонним организациям, который не был запланирован в текущем периоде (табл. 2).

В связи с этим необходимым результатом функционирования системы контроллинга являются следующие рекомендации и распоряжения.

1. Отделу маркетинга провести дополнительный маркетинговый анализ рынка услуг, оказываемых сторонним организациям.

2. Отделу сбыта скорректировать план продаж на следующий период.

3. Производственному отделу сформировать уточненную производственную программу, учитывающую изменения в рыночной потребности.

Структура плановой и фактической себестоимости представлена в табл. 3.

В основном по всем статьям себестоимости реализованной продукции произошло увеличение по сравнению с запланированной суммой. Увеличение по переменным статьям обосновано увеличением объема реализации продаж в количественном выражении.

Значительное и необоснованное увеличение наблюдается по условно-постоянным затратам (на 282%), включающим управленческие и административные расходы.

Результатом контроллинга этого этапа считается распоряжение планово-экономическому отделу провести корректировку в нормировании управленческих и административных расходов.

Чтобы обосновать произведенные расходы, необходимо провести ревизию управленческих и административных затрат.

Для оценки изменения и влияния на финансовый результат текущих активов и пассивов баланс предприятия, планируемый и фактический за текущий период, преобразуется в форму расчета оборотного капитала.

Таблица 1

Результаты контроллинга финансового результата авиационного завода

Наименование статей

Плановые показатели, тыс. долл.

Фактические показатели

I кв. 2009 г., тыс. долл.

Отклонение

январь

февраль

март

I кв. 2009 г.

абсол.,

тыс. долл.

относит.,

%

Выручка от реализации

14 533

2716

25286

42535

84334

41 799

98

Себестоимость реализованной продукции

12550

3202

18544

34296

87818

53 522

156

Прибыль от реализации продукции

1983

–486

6742

8239

–3484

–1723

–146

Валовая прибыль нарастающим итогом

1983

1498

8239

Рентабельность производства, %

15,80

–15,17

36,35

24,02

–3,97

–27,99

–117

Рентабельность продаж, %

13,65

–17,88

26,66

19,37

–4,13

–23,50

–121

Таблица 2

Оценка исполнения плана продаж

№ п/п

Наименование
продукции или услуг

Плановые показатели, тыс. долл.

Структура

Фактич. показатели за I кв., тыс. долл.

Структура

Отклонение

январь

февраль

март

I кв.

абсол.,

тыс. долл.

относит., %

1

Капитальный ремонт самолетов ТУ-154

12824

0

21000

33824

0,80

36 707

0,44

2883

9

2

Самолет ТУ-154

0

0

0

0

0,00

0

0,00

0

3

Самолет АН-140

0

0

0

0

0,00

0

0,00

0

4

Гражданская продукция

464

1053

1481

2998

0,07

3204

0,04

206

7

5

Зап. части для ТУ-154

650

1050

2199

3899

0,09

2965

0,04

–934

–24

6

Заказ 0002 (Боинг)

0

0

0

0

0,00

0

0,00

0

7

Услуги сторонним организациям

595

613

606

1814

0,04

41 458

0,49

39 644

2185

Итого

14533

2716

25286

42535

1,00

84 334

1,00

41 799

98

Таблица 3

Затраты на реализованную продукцию

Наименование статей

Плановые показатели, тыс. долл.

Фактические показатели за I кв., тыс. долл.

Отклонение

январь

февраль

март

I кв 2009 г.

абсол.,

тыс. долл.

относит., %

Основные материалы

1660

766

2547

4973

6478

1505

30

Покупные полуфабрикаты (агрегаты)

0

0

0

0

0

0

Покупные комплектующие изделия

741

0

2182

2923

3521

598

20

Двигатели

0

0

Топливо

717

0

907

1624

1865

241

15

Транспортно-заготовительные расходы

241

78

475

794

1549

755

95

Возвратные отходы

0

0

Итого переменные материальные затраты

3359

844

6111

10314

13 413

3099

30

Основная зарплата основных производственных рабочих

1216

207

1065

2488

4785

2297

92

Начисления на фонд зарплаты (42,8%)

521

89

456

1065

2048

983

92

Прочие переменные расходы

2690

0

3586

6276

16 732

10 456

167

списание спецоснастки

22

0

100

122

599

477

392

оплата летному составу

21

0

21

41

108

67

161

услуги ВАРЗ-400

1300

0

1300

2600

6751

4151

160

комиссия ЗАО — ремонт

256

0

420

676

541

–135

–20

услуги «Авиаплюс»

65

0

65

130

52

–78

–60

прочие расходы

0

0

услуги по техприемке

0

0

техдокументация

0

0

отчисления АНТК

385

0

630

1015

829

–186

–18

услуги ЗАО «Сервис»

641

0

1050

1691

7852

6161

364

Налог на пользователей автодорог

373

660

366

1399

2108,35

710

51

Всего переменные затраты

8158

1800

11583

21541

39 086

17 545

81

Маржинальная прибыль

6375

916

13703

20994

45 248

24 254

116

Условно-постоянные затраты

4392

1402

6961

12754

48 732

35 978

282

Себестоимость реализованной продукции

12550

3202

18544

34296

87 818

53 522

156