Исполнительное производство в банкротстве

| статьи | печать

Высший арбитражный суд РФ продолжает разрабатывать рекомендации по применению положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». На прошлой неделе на заседании Президиума был рассмотрен проект постановления об особенностях исполнения судебными приставами исполнительных документов в ходе банкротства.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, предъявляются к должнику только в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). К указанным требованиям относятся и требования по исполнительным документам. Об этом гласит абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве. С данного момента должнику запрещено удовлетворять требования «привилегированных» кредиторов по отношению к другим кредиторам, а кредиторам, выступающим от имени РФ (субъектов РФ и муниципальных образований), — направлять выданные судами исполнительные документы напрямую в банк или иную кредитную организацию, где открыты счета должника.

Приведенная норма не распространяется на кредиторов по текущим платежам.

 

К сведению

Согласно ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, наступившим после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

 

Введение процедуры наблюдения в отдельных случаях приостанавливает исполнительное производство по имущественным требованиям.

Имущественные требования

Прежде всего необходимо определить, какие требования относятся к имущественным взысканиям, по которым приостанавливается исполнительное производство.

Разработчики проекта постановления предложили два варианта.

Первый: к имущественным взысканиям относятся требования кредиторов и уполномоченных органов, подлежащие рассмотрению в деле о банкротстве, за исключением требований по неденежным обязательствам. В данном случае неденежными обязательствами признаются требования, например, о понуждении к исполнению обязанности в натуре, если способ (порядок) исполнения не изменен на денежное взыскание.

Второй: имущественными требованиями считаются также неденежные обязательства, в том числе о понуждении к исполнению обязанности в натуре.

В ходе обсуждения на заседании Президиума обоих вариантов мнения участников разошлись. Было решено, что окончательный вариант примет Пленум ВАС РФ.

Перечень требований, по которым исполнительное производство не приостанавливается, содержится в абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве и части 1 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). Это, например, судебные акты о взыскании задолженности по заработной плате или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, вступившие в законную силу до введения процедуры банкротства.

Высшие арбитры планируют к таким требованиям причислять требования, касающиеся, в частности, защиты владения или принадлежности имущества (об истребовании имущества из чужого незаконного владения), о прекращении нарушений прав, не связанных с лишением владения, или об освобождении имущества от ареста.

Такой порядок классификации имущественных требований арбитражные суды будут применять и при рассмотрении споров в ходе конкурсного производства.

Снятие и наложение арестов и ограничений

С момента введения процедуры наблюдения снимаются аресты на имущество и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Сказанное распространяется только на аресты (ограничения), наложенные судебным приставом на основании ст. 80 Закона об исполнительном производстве или судами в обеспечение исполнения судебных актов. В отношении принятых судами мер в обеспечение иска данное правило не применяется. На это указано в п. 7 проекта постановления.

Помимо арестов снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Они считаются отмененными в силу закона с даты введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, при этом отдельного судебного акта не требуется (п. 1 ст. 81 и п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Определение арбитражного суда о введении одной из этих видов процедур направляется судебному приставу-исполнителю, который в разумный срок после его получения снимает арест (ограничение) без каких­-либо ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц.

Арбитражный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о наложении ареста на имущество должника или запрещении проведения торгов по реализации этого имущества, за исключением арестованного имущества, исполнительное производство по которым не приостанавливалось (п. 1 ст. 46 Закона о банкротстве).

Высшие арбитры полагают, что к подобным мерам по обеспечению сохранности имущества должника также относятся:

отстранение лица от исполнения полномочий руководителя;

запрет на совершение без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренной п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве. Например, сделки по отчуждению прямо или косвенно имущества должника с балансовой стоимостью активов более 5% на дату введения наблюдения;

запрет на принятие решения, не предусмотренного п. 3 и п. 3.1 ст. 64 Закона о банкротстве. В частности, о реорганизации должника или о выплате дивидендов его учредителям (участникам).

Ходатайство о принятии указанных мер рассматривается арбитражным судом по правилам ст. 60 Закона о банкротстве не позднее дня его поступления в арбитражный суд. Однако не всегда исполнительное производство приостанавливается при введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Напомним, что данное правило распространяется на имущественные взыскания, указанные в части 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, например по зарплате. В этом случае наложение судебными приставами или судами новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника осуществляется только в рамках дела о банкротстве. При обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, судебный пристав-­исполнитель обладает правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 41 АПК РФ для лиц, участвующих в деле. Так, можно обжаловать определение об отказе в наложении ареста. Инициаторами наложения ареста могут быть и заинтересованные лица.

В отдельных случаях в ходе внешнего управления аресты (ограничения) накладываются вне рамок дела о банкротстве, а именно в отношении взыскания текущих платежей и истребования имущества из чужого незаконного владения (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве).

Исполнительные документы в конкурсном производстве

В ходе конкурсного производства прекращается исполнительное производство по исполнительным документам, в том числе по документам, которые исполнялись в ходе ранее введенных процедур банкротства. Исключение из данного правила установлено для исполнительных документов, перечисленных в п. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.

Кстати

В соответствии с п. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве не прекращается исполнительное производство по исполнительным документам о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

Основанием для прекращения будет являться судебное решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В пункте 12 проекта постановления сказано, что отдельного судебного акта по данному вопросу не требуется, а поступившие от судебных приставов заявления арбитражные суды будут возвращать без рассмотрения.

С момента принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства снимаются все аресты и ограничения, в том числе в отношении ранее приостановленной государственной регистрации перехода права собственности на имущество от должника к другому лицу. По мнению высших арбитров, госрегистрация будет продолжена на основании заявления не руководителя должника, а конкурсного управляющего.

Наложение новых арестов в конкурсном производстве запрещено, в том числе в качестве обеспечительных мер, принимаемых за рамками дела о банкротстве. Вместе с тем арбитражный суд вправе запретить конкурсному управляющему проводить торги по реализации имущества должника. Запрет может быть установлен по инициативе кредиторов.

Отдельно следует отметить особенности установления размера требований конкурсных кредиторов по исполнительным документам (п. 15 проекта постановления). Исходя из п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве можно сделать вывод, что для включения в реестр требований кредиторов конкурсные кредиторы самостоятельно предъявляют свои требования в арбитражный суд и конкурсному управляющему, который на основании определения суда включает их в реестр. Разработчики проекта постановления предложили еще один вариант толкования данной нормы. По их мнению, передача исполнительных документов конкурсному управляющему приравнивается по своему правовому значению к предъявлению кредиторами требований в деле о банкротстве. Конкурсный управляющий должен сам передать эти документы в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, для установления требований кредиторов в общем порядке.

Для конкурсных кредиторов, безусловно, выгоднее второй вариант предъявления требований, но окончательное решение за Пленумом ВАС РФ.

Исполнение текущих платежей в рамках банкротства

Особое внимание в проекте постановления уделено особенностям исполнения документов о взыскании текущих платежей на разных стадиях банкротства (п. 16 проекта постановления).

В ходе процедуры наблюдения исполнение этих документов осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. При финансовом оздоровлении наложение арестов и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника допускается на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве. Во внешнем управлении аресты (ограничения) накладываются в зависимости от срока введения этой процедуры. Если внешнее управление введено с января 2009 г., аресты накладываются вне рамок дела о банкротстве, а если до 31 декабря 2008 г. — в рамках дела о банкротстве.

Справка

Изменение порядка наложения арестов и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника в ходе внешнего управления внесено п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“», вступившего в силу 31 декабря 2008 г.

* * *

Окончательная редакция постановления, которую должен утвердить Пленум ВАС РФ, начнет действовать после опубликования в «Вестнике ВАС РФ».